#
Биография и личная жизньОбщество → Лев Толстой - Как сломать жизнь дочерям

Лев Толстой - Как сломать жизнь дочерям


Три дочери писателя - Таня, Маша и Саша - были самыми верными его последовательницами. Правда, и выбора-то у них другого не было при таком отце. Семья была центром всех размышлений и творчества Льва Толстого. Он искренне считал: для человека она важнее и родины, и религии. Однако в его собственной семье отношения с домочадцами складывались очень непросто.

Лев Толстой

Супруга Софья Андреевна родила ему 13 детей, из которых пятеро умерли в младенчестве. Ослабевшая от частых родов, она несколько раз была на волосок от смерти, недоношенные дети рождались слабыми и болезненными, но это не лишало Льва Николаевича желания снова становиться отцом. При этом воспитанием детей он не занимался, а до трех лет и вовсе не желал их часто видеть - не любил малышей. Сложнее всего отношения у Толстого, известного женоненавистника, складывались с дочерями.

Татьяна была вторым ребенком писателя и первой дочерью. Она застала период хороших отношений между матерью и отцом и воспитывалась в атмосфере любви. Девушка была умна и начитанна, обладала талантом к живописи - ее учителями были Василий Перов, Николай Ге и Илья Репин. Кроме того, обладала природной красотой и вкусом, любила наряжаться, танцевать и пользовалась успехом у кавалеров. Но ни одного из них отец не одобрил.

Девушка и сама по молодости лет верила, что просто еще не встретила своего мужчину - такого же умного и обаятельного, как папенька. Однако именно отец сломал ей жизнь: из-за него Татьяна Толстая не стала ни художницей, ни счастливой супругой.

Сначала Танечке доверили роль няньки. В семье один за другим появлялись младенцы, а Софья Андреевна была слишком занята хозяйством и помощью мужу. Позже у Толстого разладились отношения с женой, и он сделал своей секретаршей Татьяну. Любившая отца до безумия, девушка часами переписывала его черновики. Ей было за 30, когда она поняла, что происходит. «Очень грустно. Жалко молодости. Хочется любви», - написала Татьяна в дневнике.

Словно пытаясь запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда, 35-летняя Толстая вышла замуж за многодетного вдовца, помещика Михаила Сухотина, старше ее на 14 лет. Отец был в шоке. Софья Андреевна рассказывала в дневнике: «...Прощаясь с Таней, когда она, сама измученная и огорченная, <.„> пошла наверх, перед тем как ей идти в церковь, - Лев Николаевич так рыдал, как будто прощался со всем, что у него было самого дорогого в жизни. <„.> горевал и плакал по Тане ужасно и наконец заболел...»

Мечтавшая о ребенке Татьяна год за годом рожала мертвых младенцев. И только спустя пять лет после свадьбы на свет появилась болезненная маленькая Танюша.

Малышке исполнилось девять, когда Татьяна овдовела. Она вернулась в Ясную Поляну, где основала музей. Всю оставшуюся жизнь графиня посвятила памяти своего гениального родителя. Она была вегетарианкой и последовательницей идей Толстого.

В 1925 году Татьяна Львовна эмигрировала во Францию, а затем в Италию, где умерла в 1950 году в возрасте 85 лет, оставив после себя мемуары и воспоминания.

Пятая беременность не привела в восторг Софью Андреевну: она еще кормила грудью сына Левушку. А потому средняя дочь Маша стала нежеланным ребенком. К тому же из-за нее мать чуть не умерла при родах. В своем дневнике Толстой написал о дочери: «Будет страдать, будет искать, но ничего не найдет...»

Девочка росла тихой и, казалось, никем нелюбимой. Мать ее не замечала, отец считал гадким утенком. Единственным способом обратить на себя внимание для Марии стало воплощение в жизнь идей отца, который к тому времени уже был известным писателем. Друзья семьи отмечали, какой аскетичной и неуютной была комната Маши. Врачи запрещали ей перенапрягаться, но она выходила работать в поле, доила коров, лечила крестьян и учила грамоте их детей. И конечно, не ела мяса.

В результате титанических усилий Мария стала единственным ребенком Льва Николаевича, по отношению к которому он проявлял хоть какую-то ласку. Конкурируя со старшей сестрой, она взяла на себя обязанности его секретаря. И вполне могла бы повторить судьбу Татьяны, ведь он так же отказывал всем ее женихам. Но в 26 лет она влюбилась в князя Николая Оболенского и вышла за него замуж.

Лев Толстой столь высоко ценил духовную индивидуальность дочери, что был безмерно расстроен ее жизненным выбором. Свою обиду он выразил в дневнике весьма своеобразно: «Маша вышла замуж, а жалко ее, как жалко высоких кровей лошадь, на которой стали возить воду. Воду она не везет, а ее изорвали и сделали негодной. Что будет, не могу себе представить. Что-то уродливо неестественное, как из детей пирожки делать».

Между тем супруг обожал свою Машеньку, возил ее на воды и в швейцарские клиники, однако родить ему наследника Мария так и не смогла. В мертворожденных внуках ее свекровь винила самодурство Толстого, из-за которого Мария подорвала и без того слабое здоровье тяжелой физической работой и ограничениями в еде.

Семейное счастье Марии Толстой продлилось недолго. В возрасте 35 лет она умерла от воспаления легких на руках у отца. Его предсказание сбылось. Лев Николаевич проводил гроб с дочерью до конца деревни, но на кладбище не пошел... Хоронили «любимую барышню» преданные крестьяне.

Младшая из выживших дочерей, Александра, с рождения была передана гувернанткам и старшим сестрам. Родителей девочка не интересовала. Внешностью она пошла в Льва Николавича и тянулась к нему всей душой. Крестная мать, графиня Толстая, впервые увидев ее, воскликнула: «У нее в каждом глазу по отцу сидит!..» На момент рождения дочки Толстому было уже далеко за 50.

Детство Сашеньки пришлось на период разлада между родителями -каждый день в доме были скандалы. Неудивительно, что девочка росла настоящей хулиганкой, от выходок которой плакали гувернантки.

В 16 лет Саша остепенилась: окончила курсы стенографии, чтобы сменить старших сестер на посту помощницы обожаемого папы. Толстой такое рвение оценил и наконец-то обратил свое внимание на дочь. Стал ее брать с собой на прогулки по лесу, беседовал часами. И с удивлением обнаружил, что его дочь... умна!

В отличие от сестер, Александра сама решила не выходить замуж и посвятить жизнь отцу. Когда началась Первая мировая, она ушла на фронт санитаркой - вопреки взглядам отца-пацифиста, который к тому моменту уже покинул этот мир. Была ранена, имела награды.

После революции Толстая открыто выступала против власти большевиков и была арестована. Но после года лагерей вернулась домой - надо сказать, благодаря ходатайству своих крестьян, - открыла в Ясной Поляне аптеку и школу.

В 1929 году Александра Львовна уехала в Японию читать лекции, а вскоре отказалась от советского гражданства и эмигрировала в Штаты. За океаном графиня поселилась на заброшенной ферме. Привела ее в порядок, стала разводить кур и коров, освоила трактор, на котором вспахивала поле, водила автомобиль. Параллельно читала лекции о своем отце в университетах США, также основала международный Толстовский фонд, помогающий русским беженцам.

В СССР имя Александры Толстой тем временем было предано анафеме. Его убрали из всех исторических документов, опубликованных воспоминаний, текстов экскурсий. На фото, музейных экспонатах и кадрах кинохроник заретушировали лицо.

Александра Львовна умерла в 1979 году, в 96 лет. Незадолго до своего ухода она получила приглашение на празднование в Ясной Поляне 150-летия со дня рождения Толстого, но поехать не смогла из-за болезни. «Благодарю Бога за то великое счастье, которое Он мне послал, послужить такому человеку, как мой отец...» - написала графиня перед смертью.
Напишите свой отзыв