#
Биография и личная жизньОбщество → Сергей Есенин и Софья Толстая

Сергей Есенин и Софья Толстая



Есенин и Софья Толстая
Сергей Есенин и Софья Толстая


Великие писатели как солнце: издалека греют а вблизи могут и обжечь. Родство с Львом Толстым прельстило Есенина и... раздавило своей монументальностью.

В своем дневнике Софья Толстая написала о Сергее Есенине: «Меня поразили обнаженность его души и незащищенность сердца». Шел 1921 год, поэт читал стихи в столичном «Стойле Пегаса», легендарном кафе Серебряного века. Внучка Льва Николаевича пришла туда с друзьями, совершенно случайно.

Воспылала страстью

Нет, в тот вечер Есенин и Толстая не общались. Он уже влюблен в Айседору Дункан. Софья - в Сухотина, в прошлом царского офицера и участника убийства Григория Распутина, а ныне комиссара Ясной Поляны.

Сухотин был старше невесты на 13 лет и многое перенес: неудачный брак, войну, тюрьму, приговор к расстрелу за экономические преступления, амнистию... В январе 1922-го Сухотина накрыл первый инсульт, спустя год - второй. В итоге паралич в 36 лет! Какой из такого муж, тем более для молодой жизнелюбивой Софьи? Она отправила супруга на лечение во Францию и, по сути, простилась с ним навсегда.

Ее новым ухажером стал писатель Борис Пильняк, автор «Повести непогашенной луны». Жить вместе они начали 4 марта 1925-го, а уже 9 марта Софья познакомилась с поэтом. Случилось это на дне рождения Гали Бениславской, журналистки, секретаря и поклонницы поэта-бунтаря. В гости Толстая пришла с Пильняком, а ушла с Есениным. До утра они бродили по ночной столице и болтали. О чем? Кто знает! Но сердце девушки воспылало к поэту нежной страстью.

Увы, любовь оказалась не взаимной. О том вечере хулиган Есенин писал Николаю Вержбицкому: «Накануне нарезались мы в доску! Я, моя сестра, Пильняк, Березина, Наседкин, Воронский, Флеровский, а также Ионов. Самые пьяные - Ионов и я!» О Толстой ни слова! Тогда зачем он пошел ее провожать? Шутки ради. «Борис Пильняк за ней волочится, а я отобью!» - шепнул поэт Анне Берзинь, своему редактору и другу. Раскаяние наступит. Но будет поздно.

Дальновидный жених

Об ухаживаниях Есенина за Толстой известно мало. Вернувшись с Кавказа, 1 июня он пришел к ней в гости. Прочитал автобиографическую «Анну Снегину», подарил свежий номер «Красной нови» с этой поэмой и сделал дарственную надпись: «Милой Соне». Потом пара отправилась гулять по старой Москве, где повстречала цыганку с попугаем.

Поэт ей «позолотил ручку», в ответ бойкая птица преподнесла ему медное кольцо. «Это символ нашей любви», - улыбнулся Сергей Александрович, надевая Толстой украшение на палец. Она носила его до конца жизни...

Лев Николаевич Толстой с внуками, Сонечка - справа.

Казалось бы, идиллия! Но поэт был непростым человеком. «Вот кого мне выбрать - Есенину - Толстую или Есенину - Шаляпину?» -приставал к знакомым «московский озорной гуляка». Дочь Шаляпина и правда его тогда любила. Надоедал поэт и Борису Пильняку. «Ты зря Соню бросил, - то ли в шутку, то ли всерьез убеждал он прозаика. - Я с ней вчера ночь провел, и ничего не было! Любит она тебя!»

Знакомые поэта понимали, что Софью Толстую Есенин не любит. Однако намеревается на ней жениться. Неглупа, образована, воспитана - достойная партия. К тому же внучка самого Льва Николаевича! А еще поэт понимал, что он «больной, пропащий человек», и надеялся с помощью нового брака социализироваться.

Более того, в 1925-м на поэта чуть не завели уголовное дело. Будучи глубоко пьян, именитый хулиган обматерил в поезде дипкурьера Адольфа Рога. Доктор Левин, член Моссовета, пытался Есенина отрезвить - и был назван «жидовской мордой»!.. Скандал замял нарком просвещения Луначарский, намекнув, что Сергею Александровичу «пора остепениться». Наконец, поэту было негде жить. Тратить гонорары с умом повеса не умел, а все его заявления на получение комнаты Жилтоварищество оставило без ответа... Получается, жениться надо. Надо, и точка!

«Всюду эта борода!»

Вскоре он переехал к невесте - в дом №3 в Померанцевом переулке близ улицы Остоженки. Хотел, наверное, как лучше, а в итоге написал здесь «Черного человека», запил и перебил всю посуду в доме. Фамильную! Дом с музейными интерьерами XIX века и окнами на север тяготил поэта.

Дом №3 в Померанцевом пер., где на 4-м этаже находилась квартира Толстых.

Плюс ко всему эти непонятные сожители - жена двоюродного брата Сони с двумя малышами и двоюродная тетка Софьи Толстой, старая дева лет пятидесяти. В общий коридор они выходили редко и всегда с мрачными, осуждающими лицами. Но главная беда для Есенина заключалась в самом Льве Николаевиче, вернее, в его портретах. «Всюду эта борода! Не могу терпеть ее, достала!» - жаловался пьяный поэт после каждого дебоша.

Сергей Есенин с вызовом носил шарф Айседоры, объявляя и Софье Толстой , и всем вокруг, что «это ее подарок»...

Ненависть хулигана к прославленному старцу Льву Николаевичу оказалась настолько велика, что он начал бить даже его внучку Соню - свою невесту! С вызовом носил шарф Айседоры Дункан, громко заявляя и Толстой, и всем вокруг, что «это ее подарок». Все чаще наедине, а потом и при гостях, в пьяном угаре называл Софью «бл...ю». Раскаявшись в горячности, уходил в любимый ресторан «Ампир».


Есенин с Айседорой Дункан
Сергей Есенин с Айседорой Дункан и ее приемной дочерью Ирмой.Москва, 1923 г.


Там поэт снова пил, жаловался, что живет с нелюбимой женщиной, ломал мебель, падал на пол и засыпал в луже собственных рвотных масс... Вернуть «домой» Сергея Есенина могла только Анна Берзинь.

Однажды ее терпение лопнуло. «Вы понимаете, что выходить за него замуж нельзя? Что он пить не бросит?» - спросила она Софью. Та спокойно ответила: «Мы любим друг друга. Я его спасу». Напрасно! Это была агония поэта.

«Я ищу погибель!»

18 сентября 1925 года Софья Толстая написала в дневнике: «Женитьба». Это событие покажется втройне абсурдным, если знать предыдущие записи. Например, от 8 июля: «Вернулся ночью. Разговор. Измена». Или от 20 июля: «Дура». От 24 июля: «Совсем сумасшедшая».

Дальше хуже. Период с 12 по 18 октября жена Есенина в дневнике записала: «Дома. Пил». Трезвым поэт был лишь утром, час перед завтраком! Поэту казалось, что за ним следят, что его хотят убить, а все его гонорары отобрать. Кто? Да кто угодно, хоть жена! «Женишься - света Божьего не увидишь!» - плакался он Вольфу Эрлиху, собрату по перу. А Василию Наседкину, своему коллеге и жениху сестры Кати, заявил: «Устал я от всего! Я ищу погибель!»

В конце ноября Сергей Александрович вдруг понял: ему надо лечиться. Сам лег в клинику Ганнушкина, где у него диагностировали туберкулез и белую горячку. Супруга навестила мужа в лечебнице лишь раз, 2 декабря. «Мы разведемся, ты больше не приходи», -заявил ей поэт.

21 декабря он самовольно покинул больницу, напился, собрал вещи и уехал в Ленинград. Что было дальше, знает каждый: 28 декабря 1925 года 30-летний классик погиб в номере гостиницы «Интернационал» («Англетер»).

Сбежавшего мужа Толстая не разлюбила. Разобрала его архивы и подготовила к изданию два сборника стихов.

Во всем виноват Лев Толстой?

Подведем итог. Есенин был великим поэтом, но, увы, беспутным и больным человеком. Удивляет другое: почему его любила Софья? Потому что любовь зла? Только ли?

Для Софьи Андреевны, как и ее бабушки-тезки, супруги Льва Николаевича, любовь была мукой и даже крестом. Свою жену автор «Войны и мира» считал пригодной только для «половой любви», выгонял из дома на мороз (если та мешала ему работать или спать!), заставлял бесконечно рожать, лишил нарядов, балов, экипажей и, наконец, спихнул на нее все заботы об усадьбе... Та терпела и любила его 48 лет! Не с нее ли взяла пример Софья Андреевна - внучка всемирно известного писателя и последняя супруга Есенина?

«Богом велено людям любить друг друга», - завещал внучке Соне знаменитый дед писатель Лев Николаевич. Его наказу она слепо следовала всю жизнь.

Автор: Кристина Суворина
Напишите свой отзыв