#
Биография и личная жизньИскусство → Анна Павлова - творчество балерины

Анна Павлова - творчество балерины



Февраль 1906 года, Мариинский театр. На сцену вынесли огромную корзину цветов от неизвестного поклонника и поставили к ногам раскланивавшейся примы... Так начался головокружительный роман балерины Анны Павловой и барона Дандре, породивший множество толков и сплетен.

Анна Павлова

Анна пыталась найти среди хризантем карточку хотя бы с инициалами поклонника, но тщетно. С этого дня подобные безымянные подарки Павлова стала получать после каждого спектакля. Это интриговало и вселяло надежду, что таинственный незнакомец имеет серьезные намерения.

Личная жизнь Анны Павловой не складывалась именно потому, что ее окружали мужчины, искавшие легких отношений. Она регулярно отправляла в корзину записочки от назойливых ухажеров с приглашением на свидание, а тут ее сердце затрепетало. Да и по всему выходило, что даритель - человек знатный и состоятельный. Для незаконнорожденной дочери горничной это тоже имело значение.

Величайшая русская балерина Анна Павлова родилась 12 февраля 1881 года в д. Лигово под Петербургом. Ее мать, Любовь Федоровна Павлова, служила в доме банкира Лазаря Полякова. По одной версии, он и стал отцом Ани. Однако есть и другое предположение. Люба Павлова носила белье банкира в прачечную, которой владел красавец-караим Матвей Шамаш.

Он-то и обольстил девушку. Караимской кровью, якобы текущей в жилах балерины, так легко было объяснить утонченную внешность Анны и ее тягу к восточным мелодиям и танцам. Однако когда девочка подросла и заявила матери, что мечтает танцевать на сцене, с просьбой оплатить учебу дочери в балетной школе Любовь Федоровна пошла не к Шамашу, а к Полякову. И тот не отказал.

Кстати, о том, что она будет только балериной и никем другим, Анна заявила еще в раннем, детстве, посмотрев в Мариинке балет «Спящая красавица». А на сцену этого театра Павлова впервые в своей танцевальной биографии, как балерины - вышла в 1899 году будучи ученицей.

Окончив балетную школу, Павлова танцевала небольшие партии, пока в 1903 году ей не доверили Жизель. Тогда молодая балерина поразила всех глубиной трактовки образа и красотой исполнения. Потом ее ждали главные женские партии в «Наяде и Рыбаке», «Корсаре», «Дон Кихоте»... Но лишь в 1906 году Анне Павловне присвоили звание балерины Императорской сцены, присуждаемое только ведущим танцовщицам. Судьбе было угодно, чтобы и главный роман в биографии ее личной жизни начался именно в этот год.

Более чем странные ухаживания продолжались почти четыре года. В 1910 году российская звезда вернулась в Петербург из Лондона, где была на гастролях. Столичная публика, истосковавшаяся по своей любимице, до отказа заполнила зал Мариинского театра. Давали «Спящую красавицу», Павлова танцевала Аврору. После финальных аккордов и первых аплодисментов к ногам Анны поставипи такую большую корзину алых роз, что публика затихла.

На этот раз страстный поклонник оставил визитку, на которой золотыми буквами было написано: «Виктор Дандре». К визитке прилагалась записка - с тем же банальным приглашением на свидание! - и футляр, в котором оказался роскошный жемчужный фермуар с бриллиантами. Впервые записка не была Анной смята и выброшена...

Барону Виктору Дандре, статскому советнику, председателю ревизионной комиссии Петербургской городской думы, потомку древнего французского рода, осевшего в России, на этот момент исполнилось 35 лет. Он был красив, богат и талантлив. Правда, его талант не имел отношения к искусству. Барон был дельцом. Но - с нежным сердцем. Роман Павловой и Дандре обсуждали не меньше, чем в свое время связь Матильды Кшесинской и цесаревича Ники, будущего императора Николая II. Поговаривали даже, что влюбленные обвенчались.

На самом деле аристократ Дандре не собирался жениться. Он не скупился на подарки, снял для Павловой шикарные апартаменты, но этим и намеревался ограничиться. Когда Анна это поняла, она съехала со съемной квартиры и порвала отношения с Виктором. Страдала, ночами плакала в подушку. Чтобы поскорее забыть Дандре, вновь отправилась за границу. Ее пригласил Сергей Дягилев, решивший, что лучшей партнерши для премьера его труппы, блистательного Вацлава Нижинского, не найти. Павлова и Нижинский, действительно, стали звездами легендарных «Русских сезонов» в Париже.

А вскоре в Петербурге разразился громкий скандал, в центре которого оказался Виктор. Его обвинили в крупных аферах и получении взяток. Злые языки впутали туда и Павлову: мол, она уехала за границу, чтобы: не отвечать за делишки то ли тайного мужа, то ли любовника. Дандре был предан суду, после которого выплатил штраф 30 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги) и дал подписку о невыезде. Но уже через несколько недель он с чужими документами в кармане входил в вестибюль лондонской гостиницы, где остановилась Павлова...

Париж не вылечил Анну от любви. Балерина поняла, что легкомысленный барон - единственный мужчина, с которым она может быть счастлива. Поэтому, узнав о его бедах, решила действовать.

К тому времени, когда Виктор появился в Лондоне, Анна уже покинула Дягилева и, подписав контракт с агентством «Браффл, выступала в британской столице. Есть сведения, что она приняла тяжелые условия англичан - давать по несколько концертов в неделю, танцевать на любых площадках ради фантастических гонораров. Деньги нужны были ей для того, чтобы оплатить услуги адвоката Дандре, внести за него штраф, а потом помочь тайно покинуть Россию.

Путь на родину барону был заказан, капиталов у него не осталось. Вот тут и пригодился его талант предпринимателя. Когда контракт с «Брафф» истек, Дандре стал импресарио балетной труппы!, которую организовала его жена.

Ради любимого Анна отказалась от мысли вернуться в Петербург. Последний раз она ненадолго приезжала в Россию в 1914 году - разумеется, одна, без опального Дандре. Но балерина всегда думала о родине. Переживала, узнав об Октябрьской революции. Отправляла в Советскую Россию денежные пожертвования для голодающих Поволжья, беспризорников. бедствующих артистов...

Со своими танцовщиками и музыкантами супруги исколесили весь мир. Анне Павловой рукоплескали в Европе, Южной и Северной Америке, Японии, на Филиппинах... В Индии по окончании спектакля зрители встали на колени и подняли вверх руки, поклоняясь балерине, как божеству.

В коротких перерывах между поездками Павлова и Дандре возвращались домой - в поместье Айви-хаус на окраине Лондона, с большим садом и прудом, в котором плавал лебедь Джек, любимец Анны. Неделя покоя - и снова в путь.

Скончалась Павлова во время очередной поездки. В январе 1931 года она простудилась и заболела тяжелейшим плевритом, но не отменила гастроли в Голландии. Анна Павлова покинула этот мир в Гааге в час ночи 23 января, совсем чуть-чуть не дожив до своего 50-летия.

Это был страшный удар для всех, кто ее знал и любил. На отпевании люди рыдали, некоторые теряли сознание. Трудно представить, какие чувства испытывал Виктор, везя белую мраморную урну с прахом жены в Лондон. В этом городе, любимом ею, и нашла последнее пристанище великая русская балерина Павлова.

Муж сделал все, чтобы труппа не развалилась. Он организовал новые гастроли в Южной Африке. Сингапуре и Австралии, неся в эти отдаленные уголки славу Анны Павловой. Виктор Дандре завещал похоронить себя рядом с женой, что и было исполнено в 1944 году.

Напишите свой отзыв