На склоне дней актриса Наталья Кустинская не выходила из дома, никого не принимала. Когда я позвонила ей по телефону, пытаясь уговорить ее дать интервью, Наталья Николаевна с трудом прохрипела, что говорить ни о чем не может, и напоследок, вместо «до свидания», произнесла странную фразу: «За все приходится платить, деточка. За все в жизни». И положила трубку. Я поняла, что своеобразное «интервью» у нас состоялось, так как на незаданные вопросы о ее бурной молодости я получила исчерпывающий ответ.
Наташа родилась в апреле 1938 года в Москве. У ее родителей -куплетиста-чечеточника Николая Кустинского и певицы Марины Вдовенко - была отдельная квартира в красивом старом доме на Малой Бронной, где часто собирались звезды советской эстрады - Клавдия Шульженко, Изабелла Юрьева, Леонид Утесов.
Для Наташи они были просто «тетями» и «дядями». С двух месяцев Наташу воспитывала нянька Маруся, выписанная из деревни. Маруся полвека прожила бок о бок с Кустинской и впоследствии вырастила ее сына.
Нотную грамоту Наташа освоила раньше, чем научилась читать по слогам. И прежде общеобразовательной школы поступила в музыкальную при Училище имени Гнесиных. Ее педагогом по классу фортепиано была живая легенда Елена Фабиановна Гнесина, видевшая в Наташе несомненный музыкальный талант.
А знакомые артисты, друзья дома, отмечали, что девочка замечательно декламирует стихи, легко танцует, и путь у нее в жизни только один - на сцену. Наташа действительно мечтала о сцене, но не музыкальной, а драматической. В конце 1950-х, окончив школу, она подала заявления в Щукинское училище и во ВГИК. Несмотря на огромный конкурс, прошла и там, и там. Но выбрала ВГИК, мастерскую актрисы Ольги Пыжовой.
Уже на первом курсе в биографии Кустинской состоялся дебют в кино. Вообще-то студентов не отпускали на съемки, но кинорежиссер Григорий Рошаль упросил ректора - ему нужна была именно такая девушка на небольшую роль Маруси в картине «Хмурое утро», продолжении «Хождения по мукам». Наталью он утвердил без кинопроб. В 1959 году, когда фильм вышел на экраны, критики писали про Кустинскую: «Родилась новая драматическая актриса».
И на Наталью посыпались предложения от кинорежиссеров. Один из них, Юрий Чулюкин, вдруг предложил не роль, а руку и сердце. Он был старше Натальи на девять лет и уже прославился фильмом «Неподдающиеся». В это время Кустинская снималась в Минске в картине «Первые испытания» и в Москве бывала наездами, чтобы не запускать учебу. В один из таких приездов ее и увидел Чулюкин. Он подошел к Наталье в коридоре ВГИКа, представился, и они проговорили до позднего вечера.
А на следующий день Юрий пришел на Малую Бронную и предложил Кустинской завтра же пойти в загс. Она, конечно, опешила: «Как? Я в Минск улетаю, на съемки». «Вот и хорошо, - сказал он. - Распишемся, а потом полетишь». 18-летняя Наталья даже не очень поняла, шутка это или всерьез, ведь ни ухаживаний, ни свиданий у них не было.
Но в загс все же пошла. Родители, люди творческие, к замужеству дочери отнеслись совершенно спокойно. Позже, в одном из интервью, Кустинская призналась, что пустилась на эту авантюру для того, чтобы насолить одному молодому человеку, в которого она была влюблена со школы, а он никак не решался на предложение.
Союз актрисы и режиссера в кинематографических кругах считается очень выгодным. Однокурсницы с завистью смотрели на Кустинскую, понимая, что дорога в большой кинематограф ей открыта. И когда вскоре после свадьбы муж собрался снимать фильм «Девчата», Наталья, разумеется, пробовалась в нем на главную роль. Но худруки студии режиссеры Юлий Райзман и Михаил Ромм, увидев первый отснятый материал, Кустинскую забраковали - героиня слишком красивая. Чулюкин спорить не стал.
В следующей своей картине «И в шутку и всерьез» Юрий «не нашел» для жены подходящей роли, даже эпизодической. Пришлось объясняться. Чулюкин признался, что хочет жить с любимой женщиной, а не с кинозвездой. Наталья для него муза, украшение дома, а не «рабочий материал».
Однако другие режиссеры охотно приглашали Кустинскую на роли. В 1963 году она получила предложение от Генриха Оганесяна сняться в комедии «три плюс два» по пьесе Сергея Михалкова «Дикари». на съемках под Алуштой даже в нерабочее время жизнь актеров шла будто по сценарию фильма: Кустинская и Фатеева очень сдружились, а между актерскими парами пылали настоящие любовные страсти.
У Андрея Миронова и Натальи Фатеевой все было настолько серьезно, что Андрей впоследствии даже познакомил Фатееву с мамой, Марией Владимировной, но она выбор сына не одобрила. Евгений Жариков ухаживал за Натальей Кустинской, но присмирел, когда на съемки приехала его первая жена. Вскоре и Юрий Чулюкин, оказавшийся редким ревнивцем, поспешил в Крым и устроил Наталье - от режиссера такого никто не ожидал - громкую сцену ревности из-за того, что она снимается в купальнике.
Зато зрителям Кустинская и Фатеева в купальниках очень понравились. Фильм «Три плюс два» попал в европейский прокат. Французские журналисты назвали Наталью Кустинскую «советской Брижитт Бардо» и включили в десятку самых красивых женщин мира. Надо ли говорить, что, вернувшись в Москву, она получила от ревнивого мужа очередную порцию скандалов.
В 1966 году Юрий Чулюкин начал снимать фильм «королевская регата» и главную роль на сей раз доверил жене. Во время совместной работы Наталья узнала, что у мужа есть любовница. Гримерша поведала ей то, о чем давно уже знали все члены съемочной группы: в квартире своей матери Чулюкин встречается с некой девицей. Кустинская не поленилась, съездила к свекрови проверить, и действительно, дверь ей открыла молодая особа в легком халатике. Выяснять отношения с мужем Наталья не стала, собрала чемодан и ушла к родителям.
Оказалось, ее с Чулюкиным вообще ничего в жизни не связывает - общей работы толком не получилось, детей родить не захотели. Для Натальи расставание с мужем было легким. Он же не раз приезжал к ней на Бронную, стоял на коленях, умоляя вернуться, и дал развод лишь спустя пять лет.
После развода Юрий, по определению Натальи Кустинской, «как-то зачах». И хотя снимал он довольно много, картины его успеха не имели. Жизнь Юрия Чулюкина оборвалась 7 марта 1987 года - тело режиссера, приехавшего на Неделю советского кино в Мозамбике, нашли в шахте лифта одного из отелей города Мапуту. До сих пор неизвестно, что с ним случилось, основная версия - самоубийство.
А Кустинская вскоре после развода с Чулюкиным снова собралась замуж - за дипломата Олега Волкова. Влюбившийся в нее с первого взгляда, что не раз подчеркивала сама Наталья Николаевна, Волков решительно ушел от жены и маленького сына, не побоявшись, что это может перечеркнуть его карьеру. Когда Олег предложил оформить отношения, Наталья с радостью согласилась. Говорила, что поняла: по-настоящему счастлива она может быть только с человеком, далеким от мира кино.
Волков очень любил жену и, в отличие от Чулюкина, не изводил ее ревностью. Кустинская время от времени провоцировала мужа, рассказывала ему, что за ней ухаживает то один, то другой известный актер или режиссер, но Волкову, пожалуй, это больше льстило, чем уязвляло. В браке с ним Наталья чувствовала себя настолько счастливой и защищенной, что решила родить ребенка - 18 января 1970 года на свет появился сын.
Из-за маленького Мити новый 1971 год Кустинская и Волков встречали дома. Гостей не ждали, но неожиданно позвонила Наталья Фатеева и сказала, что придет с мужем, космонавтом Борисом Егоровым. У Фатеевой это был третий брак. Она побывала замужем за актером Леонидом Тарабариновым и режиссером Владимиром Басовым, от которого родила сына Владимира.
У Егорова был сын от первого брака. В 1969 году у Фатеевой и Егорова родилась дочь Наташа, но семью это, рассказывала Кустинская, не скрепило, постепенно нарастало отчуждение. «Приходят. Оба - темнее тучи, почти не разговаривают, а у меня настроение прекрасное, - вспоминала Кустинская в одном из интервью. -Села за рояль, стала играть «Элегию» Рахманинова. Борис подходит:
-Наташа, это мое любимое произведение!
-Да? И мое тоже.
Потом он признался, что влюбился в меня, когда я заиграла...
Егоров звонил ей, приглашал в ресторан поужинать и однажды признался: «Вы нужны мне на всю жизнь». Отзывчивое женское сердце от таких слов замирало и летело навстречу, но долг добропорядочной жены и матери удерживал от того, о чем потом придется сожалеть. Положение любовницы ее не устраивало, надо, чтобы все было «всерьез и надолго».
Ходили слухи, что именно Кустинская, питая ответные чувства к Егорову, рассказала ему о романе Фатеевой с румынским актером Даном Спэтару, подтолкнув тем самым Бориса к окончательному разрыву с женой.
Но когда Егоров расстался с Фатеевой и предложил Кустинской официально стать его женой, она оказалась не готова оставить мужа, который за семь лет брака стал ей родным человеком. Егоров не отступил, он привык добиваться цели. Однажды он уселся на коврике перед дверью квартиры Кустинской и Волкова и не уходил несколько дней. Каждые пятнадцать минут трезвонил в дверь, просто брал измором.
Наталья Николаевна позже говорила, что Борис обладал удивительной внутренней силой и мог влюбить в себя кого угодно. В общем, она кое-как объяснилась с мужем и ушла к Егорову. Благо маленький Митя с няней Марусей жил в это время на даче, вдалеке от страстей и волнений.
А их было немало: Наталья Кустинская рассказывала, что Олег дважды пытался покончить с собой. Да и Фатеева долго не давала развода. Жили Егоров и Кустинская первое время на съемных квартирах, кочевали по знакомым. Свою большую квартиру на Фрунзенской набережной Егоров оставил Фатеевой. Но примерно через полтора года, помыкавшись по чужим углам, Борис выбил для новой семьи стометровую жилплощадь в самом центре старой Москвы.
Кустинская очень гордилась этим семейным гнездышком и все в нем устроила по своему вкусу: покупала и реставрировала старинную мебель, выискивала в комиссионках антикварные люстры, подсвечники, вазы, устроила в квартире даже бассейн. Она с удовольствием вспоминала, как писатель Юлиан Семенов, впервые придя к ним, воскликнул: «Ребята, я такого дома в Москве ни у кого не видел».
Помощницы по хозяйству у Кустинской не было, не считая, конечно, верной няни Маруси, ставшей уже членом семьи. Основные домашние дела актриса выполняла сама, в том числе и часами стояла у плиты, изобретая угощения для многочисленных гостей. У Бориса было множество друзей - космонавты, врачи, писатели, музыканты - в дом приходило порой человек по пятьдесят. А вот артистов Борис Борисович не привечал.
Егоров называл жену Кошкой, всегда восхищался ею и категорически запрещал ходить в униформе советских домохозяек - халате и тапочках. Он ездил по всему миру, чемоданами привозил наряды и настаивал, чтобы дома она выглядела как кинозвезда на фестивальной дорожке.
Общего с Борисом ребенка Наталья рожать не стала. Как потом объясняла - побоялась, вдруг муж отвернется от ее сына. А Митю Егоров полюбил как родного, даже официально дал ему свое отчество и фамилию. На отдыхе в Крыму они вдвоем часами ныряли с аквалангом, катались на водных лыжах. Благодаря отчиму, знавшему английский язык в совершенстве, Митя еще до школы освоил его не хуже русского.
Своим родным детям, сыну и дочери, Егоров ежемесячно выплачивал приличные алименты, но времени для живого человеческого общения не находил. Сутками был занят на работе, писал кандидатскую, затем докторскую диссертацию, научные труды, много ездил по стране и миру. Благодаря ему Наталья повидала множество стран.
Они жили душа в душу: любили одну и ту же музыку, читали одни и те же книги и понимали друг друга с полуслова. Борис мог ночь напролет разбирать с женой новый сценарий, помогал учить роль. Наталья свою профессию никогда не оставляла. Ей постоянно присылали сценарии, но от каких-то ролей она сама отказывалась, а что-то уже после кинопроб браковали режиссеры.
В 1973 году Кустинской повезло сыграть две разноплановые и запомнившиеся зрителям роли: любовницу кинорежиссера Якина в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» и Полину Лахновскую в телесериале «Вечный зов» кинорежиссеров Валерия Ускова и Владимира Краснопольского.
Валерий Усков вспоминал: «Мне запомнилась Наташа со своей первой роли в кино -когда она в фильме Рошаля шла по мосту с красным флагом. Я ее увидел и был поражен - такая молодая, невероятно красивая, глазищи огромные. Красавица, что и говорить. А человек - он ведь всегда к красоте тянется. И к Наташе все тянулись, особенно, конечно, мужчины. В нашем фильме «Вечный зов» она сыграла, будучи уже актрисой с большой буквы, и поэтому роль ей досталась такая непростая. И Наташа с ней великолепно справилась.
Во время нашей совместной работы, несмотря на то, что она была уже довольно известной актрисой и к тому же женой космонавта, Наташа вела себя очень скромно, в ней не было пустой и показной звездности. Но она пользовалась своим особым положением вот в каком плане - поскольку ее муж был вхож во многие кабинеты, она спрашивала у коллег, кто в чем нуждается, кому квартира нужна, кому телефон или какие-то лекарства, путевка в хороший санаторий.
В ней это не бравада была -мол, вот насколько я могущественна, а искреннее желание что-то сделать для людей. Правда, из ее благих намерений так ничего и не получилось. Наверное, космонавт оказался не столь могущественным. А Наташа всегда была очень открытым человеком, от души делилась своим теплом и заботой».
В 1983 году в кино дебютировал сын Натальи Николаевны. «Мне нужен этот мальчик. У него серьезное лицо и капризная губа!» - заявил кинорежиссер Ролан Быков, случайно увидев фотографию Мити. Так Дмитрий Егоров стал партнером Кристины Орбакайте в культовом фильме «Чучело». Но с кино свою жизнь он связывать не захотел.
В середине 1980-х Наталью Кустинскую утвердили на роль в зарубежном проекте - фильме «Волшебная гора» по роману Томаса Манна. Билет в Мюнхен, где проходили съемки, был уже у нее в кармане, но в последний момент без всяких объяснений ее сняли с роли. Так совпало, что с этого момента Кустинскую почему-то перестали приглашать сниматься и отечественные кинорежиссеры - в стране началась перестройка, кино снимали мало, многие актеры остались без работы.
Но Наталья Николаевна была уверена, что эту травлю организовала Фатеева, мстя ей за Егорова. Впоследствии во многих своих интервью Наталья Кустинская утверждала, что и вереницу несчастий, которые стали преследовать ее по жизни, устроила именно Фатеева.
А началась черная полоса с того, что во время музыкального спектакля «Целуй меня, Кэт» в Театре киноактера Кустинская, неловко спрыгнув с лестницы, сломала ногу. В больнице Наталья Николаевна провела месяц, и все это время по три раза в день Егоров приезжал, заботливо кормил ее завтраком, обедом и ужином и часами сидел на краешке ее кровати, не спеша возвращаться в пустую квартиру.
Благодаря его вниманию и поддержке она довольно быстро восстановилась. Но вскоре случилась новая беда. Наталья Николаевна повела на прогулку сенбернара Дина, любимца семьи, и пес, рванувшись от лифта к уличной двери, потянул ее за собой. Она упала навзничь, сильно ударившись головой о ступеньки. С трудом доползла до квартиры. Врачи «скорой» диагностировали перелом основания черепа. А в институте Оклифосовского, где сделали срочную операцию, мало кто верил, что актриса выживет.
Ее положили в отдельную палату, рядом поставили столик и еще одну кровать - для мужа, чтобы в ее последние дни он постоянно был рядом. Но Бориса будто подменили: он навещал жену крайне редко и, если приезжал, то не один, а с кем-то из друзей. Они обычно присаживались к столику, курили, выпивали и закусывали за здоровье Натальи Николаевны, которая в это время лежала на своей кровати под капельницей. Перемены в муже Кустинскую пока не волновали, ей было не до него. Она старалась выжить. И постепенно, к всеобщему удивлению, пошла на поправку. Как оказалось, для того, чтобы пережить следующую драму.
Борис изо всех сил пытался делать вид, что в семье все по-прежнему, но Наталья, профессиональная актриса, чувствовала фальшь. И, когда она убедилась, что у мужа есть любовница, не выясняя отношений, выставила его за дверь и подала на развод. Так закончились двадцать лет семейной жизни, которые впоследствии Кустинская назовет самыми счастливыми.
Борис переехал на ведомственную дачу, и Митя, которому уже исполнилось восемнадцать лет, последовал за отчимом. Квартиру пришлось разменять. Мать Натальи Николаевны очень любила зятя и, тяжело переживая развод, говорила дочери: «Ты погибнешь без него». Вскоре мамы не стало. Почти следом за ней Наталья Николаевна похоронила отца, а потом и няню Марусю.
В статусе разведенной Наталья Николаевна не задержалась. Профессор МГИМО Геннадий Хромушин, бывший муж актрисы Риты Гладунко, влюбился в Кустинскую, как и ее прежние мужья, с первого взгляда и предложил расписаться. «Ни одного из своих мужей я из семьи не уводила, - говорила Наталья Николаевна. - Они сами приходили ко мне».
По совету Бориса Егорова Митя поступил на экономический факультет МГИМО. В 21 год, учась на последнем курсе, он женился, и в 1991 году Наталья Николаевна стала бабушкой. Но внук, родившийся с гидроцефальным синдромом, прожил всего семь месяцев. Похоронив малыша, убитый горем Митя расстался с женой, которая начала прикладываться к бутылке. Долгое время не работал: несмотря на диплом престижного вуза в то смутное время он никак не мог устроиться на работу.
В начале 1990-х жизнь Натальи Кустинской уже не была связана со съемками. Она зарабатывала в основном дубляжом и выездными концертами. Борис Егоров время от времени звонил ей: «Кошка, я без тебя не могу. Давай начнем сначала». Но об этом Наталья Николаевна даже слышать не хотела, предательства она не прощала. К тому же от Мити она знала, что Егоров снова женился. Однажды после долгого перерыва он позвонил и сказал всего два слова: «Прости, Кошка».
А через неделю Митя сообщил ей о его смерти. 56-летний Борис Егоров в 1994 году внезапно умер в своем рабочем кабинете во время переговоров. Его вдова оставила Митю без доли в наследстве и выгнала из квартиры. Навалившиеся за последние годы переживания подкосили Митю, он пристрастился к алкоголю.
А Наталья Николаевна, жившая в четвертом браке уже двенадцатый год, получила очередной удар. Однажды зимой муж упал, сломал плечо. В больнице ему занесли инфекцию, и пришлось оперировать повторно. Геннадий скоропостижно умер от оторвавшегося тромба. Наталья была до предела измотана этими потерями, она едва успевала оплакивать близких. Ей казалось, что в цепочке потерь смерть мужа должна бы стать заключительным аккордом. Ио самая большая трагедия была впереди.
Так и не найдя опоры в жизни - ни работы, ни семьи, - Митя погрузился в наркотики. Наталья Николаевна никак не могла повлиять на взрослого сына. Вечером 20 октября 2002 года она до крика умоляла его не ходить к сомнительным друзьям, но Митя, как обычно, не послушал ее. А ночью Наталье Николаевне позвонили из милиции, сообщили, что ее сын умер на улице от сердечной недостаточности. В эту версию Кустинская не верила ни минуты, сердце ей подсказывало, что Митю убили, - незадолго до смерти он, ничего не сказав матери, продал квартиру.
Потеря сына очень изменила Наталью Николаевну. Она начала ходить в церковь и, сердцем принимая простые истины, стала внимательнее относиться к людям и к жизни вообще. Но, к сожалению, рядом уже не осталось никого, кто принял бы ее любовь и заботу. Время от времени Кустинская получала знаки внимания от поклонников - письма, телефонные звонки, а иногда они приходили к ней домой, уверяли, что с детства влюблены в нее. Наталья Николаевна всю жизнь как магнит притягивала мужчин.
И теперь она была рада обманываться, порой принимая теплые слова благодарности за глубокое чувство. Горе и годы отняли у нее здоровье и красоту, но только не желание любить и быть любимой. Она не мирилась с одиночеством и, как говорила в одном из последних своих интервью, «снова вышла замуж» - за некого Владимира, то ли медика, то журналиста из Петербурга. Правда ли это или всего лишь фантазия - неизвестно.
Но и Владимир не стал «точкой» в биографии личной жизни актрисы. От одиночества она порой приближала к себе людей совершенно случайных. В семьдесят два года Кустинская вышла замуж за некого Стаса Ванина, который был моложе ее лет на тридцать, - больше о нем Наталья Николаевна ничего не знала, даже домашнего адреса. Стас втерся в доверие к уже очень больной актрисе, наобещал найти сиделку, обеспечить необходимыми дорогими лекарствами, повезти на лечение за границу.
И Кустинская по доброте душевной доверилась ему всецело. Ее не насторожило даже то, что при регистрации брака - Наталья Николаевна уже не могла ходить, так что работники загса пришли к ней домой, - жених пожелал взять фамилию Кустинский. К счастью, вовремя вмешались друзья-актеры, растолковали Наталье Николаевне, что это может обернуться потерей квартиры, и через суд брак был расторгнут.
Свидетелем последних дней биографии - жизни Натальи Кустинской стал Андрей Асеев, волонтер из православной организации. Он ухаживал за уже беспомощной актрисой, готовил ей еду. Натальи Николаевны не стало в декабре 2012 года.
Незадолго до смерти она попросила прощения у всех, кого вольно или невольно обидела. Имен не называла, но, не исключено, что думала и о Наталье Николаевне Фатеевой, которую много лет считала источником всех своих несчастий. Может, Фатеева тут и не причем? В жизни ведь все бумерангом: ты отнимаешь - у тебя отнимут, ты простишь - тебя простят. И никакой черной магии.