Полное имя:
Сергей Павлович Дягилев
Дата рождения:
Родился 31 марта 1872 г.
Возраст:
57 лет
Место рождения:
Селищи, Новгородская губерния
Дата смерти:
19 августа 1929 г.
Образование:
Санкт-Петербургский Императорский университет
Карьера:
Импресарио, театральный и художественный деятель, организатор «Русских сезонов»
Знак зодиака:
Овен
Личная жизнь:
Не был женат. Ориентация - гомосексуал
Сергей Дягилев - биография
Сергей Дягилев — импресарио, театральный и художественный деятель, организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева». Родился 31 марта 1872 г., Селищи, Новгородская губернии. Сергея Павловича считали богатым аристократом, в то время как он еле сводил концы с концами и не вылезал из долгов. Зато этого русского знала вся Европа!
В детстве Сергей с семьей жили в Петербурге, затем переехали в Пермь. Окончив гимназию вернулись в Петербург, поступил в Санкт-Петербургский Императорский университет на юридический факультет. В молодости Дягилев, будучи уверенным в собственной талантливости, пробовал себя в живописи, музыке, литературе. Однажды даже пришел к композитору Римскому-Корсакову с просьбой взять его в ученики. Тот отказал, назвав умения Дягилева «абсурдными». Сергей не растерялся: «Ничего, я прославлюсь в истории ничуть не меньше вас!» И оказался прав.
К 34 годам Дягилев имел неплохой послужной список и положение в обществе. Будучи протеже князя Сергея Волконского, он занимал должность в дирекции императорских театров и выпускал тематический ежегодник. Но все рухнуло в один момент, и виноват был сам Дягилев. Имея непростой характер, Сергей Павлович умудрился рассориться с начальством, и его уволили. Никакие рекомендации не помогли.
Тем не менее, Дягилев был уверен: его ждет великое будущее. Только, пожалуй, уже не в России. Близкое окружение намекало: «Ты сможешь больше на Западе», да и сам Дягилев давно подумывал о карьере за границей. Летом 1906 года он отправился прощупывать почву. А уже осенью, 16 октября, организовал в Париже свою первую выставку.
Деятельность в Париже
Дягилев арендовал десять залов в выставочном комплексе «Гран Папе» и представил западной публике «Два века русской живописи и скульптуры». Здесь были картины Брюллова, Венецианова, Врубеля, Левитана, Рериха. Парижане разглядывали картины великих русских художников, даже не представляя, чего стоило привезти их сюда. Дягилеву пришлось искать деньги, помещение, договариваться о перевозке, решать множество мелких и крупных вопросов. Но это была победа!
Успех вскружил голову начинающему «продюсеру», и он решил взяться за музыку. Теперь зал был солиднее -парижская «Гранд-Опера». Здесь в 1907 году Дягилев дал возможность искушенной публике послушать Рахманинова, Римского-Корсакова, Стравинского, Глазунова, Шаляпина. Концерты были продуманы до мелочей. Перед началом зрителям раздавали брошюры с краткой биографией всех русских композиторов, чьи произведения должны были прозвучать. Дягилев мечтал, чтобы за рубежом наконец узнали о русских талантах.
В 1908 году Сергей Павлович привез в Париж оперу. Это был «Борис Годунов», в главной роли блистал Федор Шаляпин. Билеты раскупили вмиг! Публика уже знала: если мероприятие «от Дягилева», будет аншлаг. Причина тому - свежий взгляд руководителя на любое произведение. Он не боялся править классику, наоборот - старался вдохнуть в нее новую жизнь. Был уверен, что дольше трех с половиной часов действо длиться не может, иначе зрители заскучают. Не получается? Значит, спектакль надо сократить! Ну, и конечно, любил поражать зрителей масштабом своих идей. Например, в том же «Борисе Годунове» Дягилев вывел на сцену 300 человек!
Русские сезоны
После успеха в опере Сергей Павлович взялся за балет. Его мероприятия получили название «Русские сезоны» и стали ежегодными. В 1909 году Дягилев привез в Париж Тамару Карсавину, Веру Каралли, Анну Павлову и других русских прима-балерин. Весь Париж был увешан плакатами с горделивой Павловой на них, в то время как сама танцовщица еще сомневалась:
«Не знаю, стоит ли мне держаться за вас... Кажется, я и сама могу достичь успеха». Дягилев уговорил - она осталась в его постановке. Искусством убеждать он владел в совершенстве.
Каждый уважающий себя европейский театрал был наслышан о Дягилеве. С 1911 года он заменил гастроли артистов Императорских театров на собственную труппу, назвав ее «Русский балет Дягилева». Его постановки были масштабными, громкими, скандальными, иногда курьезными, но никогда не проходили незаметно. На премьере балета «Жар-птица» в 1910 году на сцену вывели живых лошадей. Ожидалось, что они украсят действие, но животные стали приплясывать, ржать, а в завершение еще и оставили после себя зловонное напоминание.
После другого балета - «Шахерезада» - весь Париж бросился скупать восточные одежды: столь вдохновляющей и популярной оказалась постановка. А для балета «Весна священная» в 1913 году композитор Игорь Стравинский написал настолько эмоциональную и оглушающую музыку, что достопочтенной публике пришлось натягивать цилиндры себе на уши. Чтобы зрители не сбежали, Дягилев выключил в зале свет.
Многие задавались вопросом: в чем его секрет? Сам не пишет музыку, не танцует, декорации не создает... У Сергея Павловича было удивительное чутье на талантливых людей. В оформлении его балетов принимали участие Головин, Рерих, Бакст, Бенуа и даже Пабло Пикассо. Дягилеву вообще было сложно угодить. Он мог без лишних эмоций разорвать отношения с другом из-за недопонимания в работе. Недаром в кругу близких его прозвали «тираном» и «чудовищем».
Личная жизнь
Дягилев был гомосексуалом, что мешало его карьере. Вобще свой гомосексуализм он почувствовал в раннем возрасте. Были у Сергея Павловича и любимчики, в основном молодые мужчины. Своих личных предпочтений он не скрывал. Со многими танцовщиками и юными музыкантами Дягилева связывали близкие интимные отношения, безусловно мешавшие общему делу. Так, когда его очередной фаворит Леонид Мясин решил жениться на балерине Вере Савиной, Дягилев был глубоко уязвлен. Он подгадал момент, напоил девушку, раздел догола и занес в комнату к Мясину:. «Полюбуйся! И это твой идеал?» Танцор покинул труппу.
В России
Став популярным на Западе, Сергей Дягилев мечтал прославиться и в России. В глубине души он тяжело переживал разлуку с родиной. Несколько раз пытался сорваться в Петербург, но сначала помешала Первая мировая, затем революция, потом советские власти были против... В конце концов, от поездки Дягилев отказался сам: его младших братьев арестовали, одного из них отправили на Соловки.
С возрастом он все больше разочаровывался в жизни. Со стороны казался франтом и расточительным богачом, на деле же не вылезал из долгов. С ним часто судились его собственные подчиненные, но спасала отработанная схема: пойдешь в суд - урежу твою партитуру. В 1920-х в обществе стали поговаривать: «Дягилев уже не тот, что прежде». Сергей Павлович и сам это понимал. Тяга к балету ослабевала, все больше его интересовали книги. Он начал создавать собственную библиотеку редких изданий на русском языке.
Болезнь и смерть
В 1921 году врачи диагностировали у Дягилева сахарный диабет, шестью годами спустя - фурункулез. Заболевание, которое лечится успешно сейчас, в те годы могло привести к смерти из-за отсутствия антибиотиков. Доктора предупреждали: нужен покой, хороший уход, лечение. Однако Сергей Павлович то ли не верил им, то ли не боялся смерти, а может, хотел прожить последние месяцы без лишней жалости к своей персоне. С одним из своих протеже он отправился в Венецию - город, который обожал с детства. «Вот бы умереть там...» - признавался он не раз мачехе.
"После своей смерти Дягилев не оставил ничего - даже его квартира в Париже оказалась съемной."
В августе 1929 года у Дягилева началось заражение крови. Последние дни он уже не вставал с постели, но принимал посетителей - к нему заглянула и Коко Шанель. Оставалось мэтру недолго: на рассвете 19 августа он скончался. Скромную процессию с гробом, направляющуюся на черной гондоле к кладбищу на острове Сан-Микеле, спонсировала мадемуазель Шанель. По сей день на могиле Сергея Дягилева всегда стоят балетные туфли. Когда старые приходят в негодность, их меняют на новые. И набивают песком, чтобы не унес ветер.