#
Биография и личная жизньОбщество → Алла Пугачева и Ирина Понаровская

Алла Пугачева и Ирина Понаровская


Ирина Понаровская и Алла Пугачева

Недавно Ирина Понаровская заявила, что видела Аллу Пугачеву всего пару раз в жизни. И первый - в 1989-м, на «Голубом огоньке». Но ведь в 1976 году они обе выступали в Сопоте, вместе катались на кабриолете и даже жили в одном номере! Что же случилось потом?

О непростых отношениях двух знаменитых артисток ходили самые невероятные слухи. Например, что много лет назад Примадонна якобы «перекрыла кислород» своей талантливой сопернице.

Вот уже много лет Пугачева не поет, не гастролирует, однако представить без нее нашу эстраду невозможно. Успеха она добилась огромным трудом. С пяти лет Алла играла на фортепиано. Окончила музыкальную школу, потом музучилище имени Ипполитова-Иванова. Получив диплом на дирижерско-хоровом отделении, подалась в ГИТИС - на «Эстрадное искусство». Чтобы не только петь, играть, сочинять музыку, но и режиссировать свои шоу. С дипломной программой «Монологи певицы» она объехала Союз, выступала в Италии и ГДР.

Дебютный шлягер «Арлекино» подарил ей победу в конкурсе «Золотой Орфей». Плюс несколько эфиров на болгарском и советском ТВ, а также продажу 14 миллионов пластинок. А ведь до Пугачевой эту песню никто не хотел петь. Но она поняла, как ее доработать: именно Алла добавила в композицию смех, гротеск и кукольные жесты. Или вспомним другой хит - «Миллион алых роз». Примадонна не раз признавалась, что с каждым исполнением все больше его ненавидит. При этом пела, пела, пела. Ради карьеры и уважения к поклонникам.

Пугачева первой в СССР поняла; что для «дикой популярности» одной эстрады мало. Нужно мелькать на ТВ, сниматься в кино. С Игорем Кио она вела программу «Новогодний аттракцион», записала четыре романса для «Иронии судьбы...» Рязанова. Сыграла главную роль в драме «Женщина, которая поет». А еще доработала к ней сценарий, перешила костюмы за Вячеславом Зайцевым и заменила половину песен Зацепина своими треками. Фильм посмотрели 55 миллионов зрителей!

А ее уникальный имидж? Кинорежиссер Александр Стефанович, очередной муж певицы, создал ту самую Примадонну. Первым делом определил целевую аудиторию: одинокие женщины. Потом понял, что им нужно: пронзительность, исповедальность, лиричность. Облек все это в интересную форму: песни как мини-спектакли. В завершение запустил в народ имиджевую шутку: «Леонид Брежнев - мелкий политик эпохи Пугачевой». И, по сути, оказался прав!

Место на Олимпе, заслуженное потом и кровью, не хочется ни с кем делить. Вот почему Алла Пугачева к соперницам всегда относилась с опаской. Но была ли ее конкуренткой Ирина Понаровская?

На первый взгляд, судьбы певиц несхожи. Пугачева родилась в Москве, а Понаровская - в Ленинграде. У первой отец с матерью - простые люди, фронтовики, у второй - музыкальная интеллигенция. Родители рано усадили Пугачеву за инструмент, а Понаровскую к музыке никто не принуждал.

И все же общего у них немало. Взять хотя бы внешность. В юности обе красотой не блистали. Алла была рыжей, веснушчатой и очень худой. Ирина наоборот - слишком полной: в 11 лет весила 80 килограммов. Лишь на первом курсе консерватории ей удалось похудеть. Как признавалась сама Понаровская, ценой неимоверных усилий - голоданий, пробежек, велоспорта и плавания. Они и довели певицу до двух клинических смертей. Все ради красоты!

Как и Пугачева, Понаровская сменила много музыкальных коллективов. В том числе (вслед за Аллой!) была солисткой в джаз-оркестре Олега Лундстрема. Набравшись опыта, начала сольную карьеру: пела в СССР, ГДР, получила Гран-при на фестивале в польском Сопоте. Главный приз за песню «Мольба» (25 тысяч злотых) Ирина Витальевна весело потратила именно с Пугачевой. Могла ли Алла Борисовна тогда завидовать Понаровской? Вряд ли. Ведь она уже была победительницей «Золотого Орфея». А через два года взяла и Гран-при в Сопоте, со шлягером «Все могут короли».

В том же 1976-м Понаровская дебютировала в кино. По масштабности роли уступали «пугачевским», зато фильмов больше: «Меня это не касается», «Орех Кракатук», «Спасибо за нелетную погоду», «Трест, который лопнул», «Золотая рыбка». Усиливает список рок-опера «Орфей и Эвридика», в которой Ирине досталась заглавная партия. Ирина обошла Пугачеву и на ТВ: вела «Песню года», «Утреннюю почту», «Будильник», «Оба-на», «Голубой огонек», «С добрым утром», «В рабочий полдень».

Наконец, пара слов о стиле Понаровской. Над ним трудились Сергей Зверев, Лев Новиков, а позже и она сама. Таких коротких женских стрижек, дорогих костюмов, шикарных париков и больших черных шляп СССР прежде не видел. В 1990-м певица получила титул «Мисс Шанель Советского Союза» от легендарного дома моды в Париже. И вдруг надолго исчезла со сцены. Неужели и правда ее карьеру сгубила Пугачева?

В 2022 году Ирина выпустила книгу «Честно говоря» - смелые мемуары о себе, коллегах, друзьях и недругах. В ней певица заявила, что никогда не считала Примадонну конкуренткой, не боролась за столь громкий титул и не прогибалась перед воротилами отечественного шоу-биза (Кобзоном, например) ради карьеры. Да и вообще: кто такая Пугачева? Звезда из народа, простолюдинка. А вот она, Понаровская, - дама голубых кровей, внучка немецкой баронессы...

Отзыв, конечно, высокомерный. Однако о кознях Пугачевой - ни слова, как и о дружбе в 1970-х. Так была ли дружба? И была ли вражда? Ирина Витальевна решила об этом умолчать. В свежих интервью она лишь упомянула, что Алла Борисовна пару раз «не узнала» ее, издевательски спросив: «Девушка, вы кто? Лайма Вайкуле? Нет? Представьтесь!»

Это, безусловно, хамство, но не козни. Хотя продюсер Андрей Разин в одном из интервью заявил, что в середине 1980-х Понаровская жаловалась ему на Пугачеву. Дескать, та лично утверждала артистов на все концерты, вычеркивая «Мисс Шанель» везде и всюду... Но можно ли этим словам верить? Впрочем, неприязнь между певицами имеется. В мае этого года, в израильской Хайфе, Пугачева сорвала выступление Понаровской. Примадонна начала высмеивать благородные манеры соперницы прямо из зала. Та прервала концерт, назвав Аллу Борисовну «эстрадной шушерой».

Наблюдать за конфликтом певиц и забавно, и грустно. Ведь, по сути, им нечего делить. Да, у Понаровской меньше хитов, чем у Пугачевой. Она записала 7 альбомов, а Примадонна - 20. Ирина Витальевна стала Заслуженной артисткой России лишь в 2019 году, в то время как Алла Борисовна получила звание Народной артистки СССР еще в 1991-м. Зато у каждой - всероссийская известность, свой слушатель, свой стиль.

Кроме того, в апреле 1997 года на «Площади звезд эстрады» перед концертным залом «Россия» была открыта плита с именем Ирины Понаровской. Примадонна же такой чести не удостоилась. Правда, и Ирину в итоге не увековечили: при демонтаже ГЦКЗ «Россия» в 2006-м «Площадь звезд эстрады» была утрачена. Она не восстановлена до сих пор.
Напишите свой отзыв