#
Биография и личная жизньГосударство → Михаил Шолохов - роман с женой наркома

Михаил Шолохов - роман с женой наркома



Страсть и смерть часто ходят об руку. Для Михаила Шолохова связь с женой наркома Ежова была всего лишь развлечением, пусть и опасным. А та за свою безотказность заплатила жизнью.

Писатель Михаил Шолохов

Евгения Соломоновна Фейгенберг осталась в воспоминаниях современников как умная, но легкомысленная женщина. Она любила фокстрот, шампанское и влиятельных мужчин.

В 17 лет Женя вышла замуж за Лазаря Хаютина, который вывез ее из родного Гомеля в Одессу. Второй супруг, бывший красный командир, директор столичного издательства и дипломат Александр Гладун увез Евгению в Москву, а затем в Лондон. Но светской жизнью супруги полпреда она наслаждалась недолго. Из-за разразившегося шпионского скандала бежала в Берлин, где тихо трудилась машинисткой, а затем вернулась в Москву.

Евгения строила редакторскую карьеру, параллельно заводя интрижки с талантливыми и известными мужчинами, в том числе писателем Исааком Бабелем и исследователем Арктики Отто Шмидтом. Наличие штампа в паспорте ее не останавливало, и никаких серьезных обязательств на своих любовников она не возлагала. Но в сентябре 1929 года в Сочи Геня познакомилась С худеньким коротышкой - Николаем Ежовым, на девять лет ее старше.

Своим женским чутьем женщина поняла: занимающий скромную должность завкадрами ВСНХ имеет большой политический потенциал. У нее ушло два года на то, чтобы подвести Ежова к мысли о женитьбе. Интуиция не обманула: Николай Иванович вскоре стал наркомом внутренних дел СССР. Кусочек власти получила и Евгения: стала главным редактором журнала «СССР на стройке».

Евгения с мужем Николаем Ежовым и приемной дочерью

В московской квартире и на роскошной даче Геня развернула настоящий светский салон. Сюда жаждали попасть молодые авторы, мечтавшие публиковаться в столичном журнале, захаживали Леонид Утесов, Сергей Эйзенштейн, Михаил Кольцов и другие знаменитости.

Зимой 1938 года Ежов привел в салон любимца советской власти, лауреата Нобелевской премии по литературе Михаила Шолохова. Ему было 33 года, от него пахло тестостероном и славой. Одного взгляда на писателя Евгении хватило, чтобы понять: перед ней настоящий мужчина!

Евгения была приятно удивлена, когда полгода спустя на пороге редакции вновь увидела Шолохова: он приехал в Москву по делам и не упустил шанс заглянуть к симпатичной брюнетке. Михаил пригласил ее на обед. «Третьим лишним» в их компании оказался писатель Александр Фадеев. В тот вечер Геня вернулась домой поздно, слегка навеселе и в отличном настроении. Поймала холодный взгляд Ежова, но ничего объяснять не стала.

Гостиница "Националь". Здесь состоялось свидание, которое послушивало НКВД

Вечером следующего дня Михаил поджидал Евгению у ворот издательства уже без свидетелей. Он пригласил ее не в ресторан, а прямо в свой номер гостиницы «Националь». Супруга «главного палача страны» не могла не знать, что все номера там прослушиваются и что уже на следующий день стенограмма свидания ляжет на стол Ежову. Знала, но пошла. Она устала бояться, устала дрожать, устала думать о будущем. Будь что будет! С ее стороны это был осознанный и решительный шаг в пропасть.

А что же Шолохов? Известный писатель не испытывал дефицита внимания со стороны прекрасного пола, к тому же был «глубоко женат» и его супруга вот-вот должна была родить четвертого ребенка.

Знакомые описывали его как смелого, даже безбашенного авантюриста. Страх за свою жизнь был ему неведом - Михаил много раз заигрывал со смертью и всегда одерживал победу. Роман с женой наркома лишь щекотал ему нервы, помогал самоутвердиться. «Не за узкие штаны нас девки любили!» - было его девизом по жизни.

Автор «Тихого Дона» не был казаком, за которого его многие принимали. Даже ходили слухи, что он не сам писал свои романы. Родился Михаил на хуторе под Ростовом-на-Дону в семье скупщика скота из Рязанской области и дочери крепостного крестьянина с Украины. Во время Гражданской войны в возрасте 15 лет возглавлял продотряд, угодил в плен к Махно. Юноша мысленно прощался с жизнью, но Нестор Иванович приказал его отпустить.

Писатель с женой и детьми

Никакого жизненного урока Шолохов не извлек и продолжал «комиссарить», пока в 1922 году не был приговорен к расстрелу за превышение полномочий. Из цепких лап трибунала вырваться невозможно. Однако отец за огромные деньги купил поддельную метрику, в которой уменьшил возраст сына на 2,5 года. Маленького и щуплого Михаила признали несовершеннолетним и заменили смертную казнь небольшим тюремным сроком.

С годами Шолохов поумнел, но истребить в нем жажду приключений ничто не смогло. «Тяжелая у нас с тобой любовь, Женя», - шептал он в постели супруге Ежова. А в ответ слышал: «Миша, мне страшно...»

...Мощный удар кулака едва не сломал Евгении нос. И откуда в этом маленьком человеке столько силы? Второй удар был еще сильнее. По ее фарфоровой коже потекла кровь. «Ты с Шолоховым жила? Отвечай, жила?!» - Ежов сыпал ударами в грудь, живот, будто Геня была боксерской грушей. Его не смущало присутствие гостей - с недавних пор Евгения боялась супруга и повсюду водила с собой подругу Зинаиду Гликину.

Ежов достал из портфеля какой-то документ и сунул жене под нос. Геня ужаснулась - это была стенограмма прослушки номера в «Национале». Он все-таки узнал... Теперь все знают!

Евгения понимала, что Николай бил ее не из ревности: как муж и жена они давно не жили. Бил, потому что она приблизила их конец. Ежов знал: рано или поздно Сталин отправлял своих «палачей» в тюрьму или на расстрел. А тут еще такой прокол!

Свой животный страх нарком топил в водке. Напившись до свинского состояния, приставал к любой находившейся рядом женщине - уборщице, кухарке, официантке. Свою конспиративную квартиру на Гоголевском бульваре превратил в вертеп, привозя туда подцепленных им женщин. Некоторые из них обращались к Евгении, и она помогала им сделать подпольный аборт. Сама Геня иметь детей не могла.

...Хрупкая женщина с растрепанной гривой волос металась по комнате. После произошедшего у нее нервного срыва муж запер Геню в подмосковном санатории и велел ждать. Но чего?.. Оба ее бывших мужа, брат и лучшая подруга арестованы и расстреляны. Саму Евгению обвиняли в связях с троцкистами и английской разведкой. Приняв сильные дозы успокоительного -чтобы не дрожала рука - Евгения Ежова дважды писала Сталину с просьбой помочь, но ответа не получила. Не знала, что вождь ненавидел таких, как она, - легкомысленных евреек - и ранее многократно советовал Ежову развестись.

Сталин не раз рекомендовал Ежову развестись с «неблагонадежной» женой

Днем 21 ноября 1938 года врач обнаружил пациентку спящей. Ее сердце еще билось, но зрачки не реагировали на свет. Двое суток реанимации не смогли спасти 34-летнюю женщину. Она отравилась большой дозой люминала - сильного психотропного вещества. Было это самоубийством или убийством?.. До сих пор неясно.

Некоторые биографы уверены: накануне Ежов передал супруге пузырек с лекарством и какую-то безделушку, служившую сигналом: «Пора! А то будет еще хуже...» На похороны жены не пришел. «Женя хорошо сделала, что отравилась...» - после очередного стакана водки изрек нарком. Сам палач пережил жену всего на два года - его расстреляли в 1940-м.

Михаил Шолохов никогда никому не рассказывал про соблазненную и погубленную им Евгению Ежову. После ее смерти он прожил почти полвека, греясь в лучах славы и государственных премий. А умер в 1984 году от символичной для писателя болезни - рака гортани. До сих пор ему устанавливают памятники. Про судьбу сгоревшей, как спичка, Евгении Фейгенберг не вспоминает никто.

Напишите свой отзыв