Чем выше поднимешься, тем больнее падать, гласит народная пословица. Весь ее трагизм Наталья Гундарева испытала на себе. Какую цену пришлось заплатить актрисе за громкий успех в своей творческой биографии?
Звездой театра и кино москвичка Наталья Гундарева стала неожиданно не только для родителей, но и для себя самой. Изначально она хотела поступать в Московский инженерно-строительный институт, чтобы, как и мама, проектировать здания. В выпускном классе, в 1964 году, Наталья даже перевелась на вечернюю форму обучения, чтобы поработать в конструкторском бюро.
Практически сразу девушке доверили дело далеко не школярское - реконструировать керамические комбинаты. А когда стало получаться, назначили помощницей главного инженера проекта. Но делом всей ее жизни строительство так и не стало. Гундареву ждал иной путь в ее непростой биографии .
Родилась Наташа Гундарева в Москве 28 августа 1948 года, в коммунальной квартире на Таганке в семье инженеров.
Театр она любила с детства, однако о профессиональной сцене не мечтала. Как и многие девчонки, юная Наташа посещала драмкружок в школе, потом - городской Дворец пионеров. Там-то она и познакомилась с Виктором Павловым, также впоследствии ставшим известным актером. Этот человек изменил ее жизнь - биографию раз и навсегда.
- Ведь у тебя настоящий актерский талант! - не раз говорил он девушке. - Тебе надо в театральный поступать!
И Гундарева решила: попытаю счастья, а там будь что будет - и подала документы в Театральное училище имени Щукина.
Тогда, в 1967 году, в стенах прославленного вуза ее ждал огромный конкурс: на одно место претендовали 250 абитуриентов. Но это не остановило Наталью, равно как и проливной дождь, в буквальном смысле смывший с нее всю «красоту». Многочасовой макияж поплыл, наглаженное платье превратилось в неопрятный балахон, уложенные в прическу волосы повисли беспомощными прядками.
Пришлось брать строгих экзаменаторов природным талантом, который не подвел. А еще - забавными веснушками во все юное и непосредственное лицо. «Конопатое чудо» - окрестила Гундареву приемная комиссия и без долгих колебаний пропустила через все отборочные туры.
Повезло Наталье и с сокурсниками - на одном потоке с ней учились Юрий Богатырев, Константин Райкин, Наталья Варлей. Правда, даже им не удалось отвлечь Гундареву от учебы. Будущая актриса оказалась фанатичной студенткой: ходила на все занятия, аккуратно записывала лекции и... часами танцевала в спортзале, «утеплившись» тремя шалями. Что поделаешь, фигура требует жертв! Особенно «такая не идеальная, как у меня», как всегда считала Гундарева.
Как показало время, усилия оказались не напрасными: в 1971 году уже дипломированная актриса получила сразу несколько приглашений в престижнейшие театры столицы -«Современник», МХАТ, имени Вахтангова и Маяковского.
Выбор пал на последний: здесь, в легендарной «Маяковке», ее до глубины души потрясли такие спектакли, как «Смерть Тарел-кина» в интерпретации Петра Фоменко, «Разгром» Марка Захарова, «Дети Ванюшина» и «Трамвай "Желание"» Андрея Гончарова. Выбранной сцене Наталья Гундарева оставалась верна на протяжении всей жизни.
Карьеру начала, как и все молодые актрисы, с эпизодов, порой самых незначительных и коротких. Была Варкой в «Думе о Британке», Катей в «Детях Ванюшина», Василисой Одинцовой в «Марии».
Наконец, в 1974 году Гундаревой судьба подарила ей долгожданный шанс проявить себя по-настоящему. Исполнительница роли Липочки в пьесе Островского «Банкрот» неожиданно заболела, и Гончаров дал указание ввести в спектакль Гундареву. На все репетиции строгий мастер отвел Наталье всего десять дней.
Она же не только не подвела труппу, но и заставила говорить о себе всю театральную Москву. Уже на следующий день в биографии Гундаревой произошли важные изменения: она проснулась знаменитой -можно сказать, вспорхнула на театральный олимп.
- Тогда на нем я потеснила саму Татьяну Доронину! - не раз вспоминала с улыбкой актриса. - Все спектакли Гончаров начал ставить на меня. Доронина, считавшая себя настоящей звездой «Маяковки», такой обиды стерпеть не смогла и... решила уйти. Да не просто, а громко хлопнув дверью.
Вскоре актрисе повезло и в кино. В 1977 году она снялась в одном из культовых советских фильмов под названием «Сладкая женщина». Работа оказалась непростой, но вместе с тем и выигрышной: в одной ленте Наталья сыграла сразу трех героинь. Эта картина принесла Гундаревой любовь советских зрителей и титул «Лучшей актрисы года».
Столь почетное звание она получила от журнала «Советский экран». Причем не один раз: в 1977,1981 и 1984 годах. Название фильма «Сладкая женщина» стало для Гундаревой ироничным прозвищем, к которому сама актриса впоследствии с грустью прибавляла печальную частичку «не». Ведь после каждого подъема неумолимая судьба «дарила» ей жесткие падения.
Наталья Гундарева - личная жизнь: где ты, любовь?
Несмотря на нестандартную внешность (далекую, к примеру, от гламурных идеалов Голливуда), Гундарева всегда пользовалась успехом у мужчин. И дело было не только в ее «кустодиевской» привлекательности, но и в необычайно легком характере, подкупавшем сильный пол.
Однако все ее романы со сверстниками заканчивались ничем. Причина была банальной: никто не стремился полюбить Гундареву по-настоящему. Кто-то просто приятно проводил с ней время, кто-то становился ее ухажером ради частички дешевой популярности, а иные и вовсе торопились воспользоваться ее простодушием и отзывчивостью...
Один случай Гундарева запомнила на всю жизнь. Ухажер пришел к ней на свидание с цветами. Казалось бы, причина для радости, но Гундарева насторожилась: раньше кавалер ей букетов не дарил. Под грузом неловкой паузы незадачливый ловелас быстро «раскололся»:
- Наташа, мне деньги нужны... Жене на аборт. Я с ней развожусь, так зачем мне от нее дети? Только алименты платить! Наташа, выручи!
Необходимую сумму Гундарева буквально бросила любовнику в лицо, от шока и обиды отходила долго...
Первое настоящее семейное счастье в личной жизни Гундарева обрела с режиссером Леонидом Хейфецем. Двух творческих людей сблизила работа над общей картиной - драмой «Обрыв». Не помешала и разница в возрасте - актриса была младше своего наставника на целых четырнадцать лет (по тем временам - повод для немыслимого скандала!). А может, благодаря зрелости Хейфеца пара и оформила свои отношения столь быстро?
Гундарева и Хейфец прожили вместе шесть лет, а потом все рассыпалось. Во-первых, Наталья так и не смогла найти общего языка с матерью своего супруга. Убеленная сединами женщина не хотела прощать сыну расставания с девушкой из интеллигентной и аристократической семьи. Ведь все было так хорошо, и зачем только эта Гундарева все испортила?
Во-вторых, новоиспеченная жена известного режиссера не приняла его богемный образ жизни. Каждый вечер дом Хейфеца был полон, компания расходилась по домам далеко за полночь. Пока щедрый хозяин наслаждался интеллектуальным общением с коллегами и друзьями, его супруга, стараясь угодить гостям, на кухне валилась с ног от усталости. И продолжаться это могло неделями! Однажды терпение Гундаревой лопнуло.
- Мне надоело каждый вечер готовить для всех твоих знакомых! - устроила Наталья скандал мужу. - Тем более что после бессонных ночей у меня нет сил прилично играть в спектаклях!
И, наконец, самое страшное - ради новой роли Гундарева пошла на аборт. Непростое решение Наталья Георгиевна приняла в 1973 году, когда ей, перспективной 25-летней актрисе, предложили главную роль в «Осени», эпохальном кинотворении Андрея Смирнова.
А ведь она уже была на третьем месяце беременности. Шаг оказался роковым - Гундарева навсегда лишилась возможности иметь детей. Для обоих супругов это стало тяжелейшим ударом. Они все больше отдалялись друг от друга, у каждого бурлила своя, насыщенная творчеством жизнь... Леонид первым предложил поставить точку в их отношениях.
В одночасье жизнь актрисы раскололась на две части. В одной ее ждали толпы поклонников и интереснейшие роли, а в другой - неустроенная личная жизнь, лишенная радости материнства. Так «несладкая женщина» поняла, что за все нужно платить. Поняла и приняла эти правила игры...
Вторую попытку обрести - семейное счастье Гундарева предприняла, выйдя замуж за Виктора Корешкова, коллегу по театру.
Теперь уже именитая актриса была старше своего возлюбленного на четыре года. Вскоре после свадьбы безоблачное счастье Гундаревой омрачил неприятный случай: во время купания в реке она потеряла обручальное кольцо.
«Плохая примета!» - в один голос заявили подруги. И действительно, актерская семья распалась уже через год после похода в загс, причем опять по инициативе супруга. «Я полюбил другую», - признался Наталье Виктор. И не просто другую, а близкую и верную подругу семьи -Валентину Игнатьеву, солистку ансамбля «Веселые ребята».
- Мы часто общались с Наташей по душам, - не раз вспоминала печальную историю сама Игнатьева. - Я любила бывать на их с Витей спектаклях... Именно мне она и призналась первой,что ее муж стал каким-то странным - вялым, апатичным, замкнутым. Никто из нас и подумать не мог, что это все из-за любви ко мне, с которой он пытался бороться!
Как показало время, безуспешно: через два дня после развода с Гундаревой Корешков признался Игнатьевой в своих чувствах. Певица ответила ему взаимностью, вскоре у них родился сын. Второй неудачный брак стал для Гундаревой не менее сильным ударом, чем первый. Успешная карьера и всесоюзная популярность в очередной раз не принесли актрисе женского счастья.
Почти два десятилетия Гундарева и Игнатьева не общалась. Но в 1999 году подруги-соперницы помирились. К тому моменту по иронии судьбы Валентина тоже уже была эксженой Корешкова. Ее брак с Виктором продлился всего четыре года.
В последние годы на новые несчастья Гундарева обрекала себя сама. Всю жизнь она изматывала организм бесконтрольным и бессистемным голоданием, подвергая его сильнейшим стрессам. Ситуацию усугубляла привычка к курению, особенно по утрам и натощак, а также «врожденный трудоголизм», как любила шутить сама актриса. В чем же причина такого фанатизма?
Оказывается, несмотря на свою востребованность и актерскую самобытность, Гундарева всю жизнь боялась услышать у себя за спиной слова: «А у героини-то нашей талии не найти!»
- Я сама слышала, как Олег Табаков однажды безо всяких обиняков заявил Наташе: «Хочешь главную роль? Пожалуйста, только похудей!» - поделилась в одном из интервью актриса Татьяна Догилева.
К тому же у Гундаревой были свои особые «взаимоотношения» со сценой, съемочной площадкой, миром софитов в целом.
- Он меня и изматывает, и вдохновляет, - не раз признавалась актриса. -Словно и ненавидит, и обожает одновременно. Но избавиться от его власти я не могу. Особенно власти театра. Это моя любовь, мой дом.
Любила она и «погеройствовать». Например, как-то раз явилась на переозвучку фильма «Одесса памяти моей» с зашкаливающим давлением. Сил у нее хватило лишь на то, чтобы добраться до ближайшего кресла и мгновенно уснуть.
- Наталья Георгиевна, вызвать вам врача? - забеспокоились все вокруг.
- Нет! Сейчас валидол выпью и за работу! - отмахнулась Гундарева. Отработав, она снова рухнула в кресло...
Не любила уже именитая артистка и пользоваться служебным транспортом, хотя по статусу он ей, безусловно, полагался.
- Кому машину? Мне? -неизменно удивлялась Гундарева. - Электрички ходят, доберусь как-нибудь! Пусть даже и с дачи с полными сумками...
И это притом, что у нее сердце было слабым с рождения. От гипертонической болезни она страдала всю жизнь - постоянно принимала таблетки, стабилизирующие работу сердечно-ососудистой системы.
Здоровье актрисы подорвали и пластические операции, которыми она увлеклась сразу после пятидесяти. Выглядела Гундарева великолепно, но быть похожей на себя перестала...
19 июля 2001 года организм окончательно дал сбой: на даче Наталью Георгиевну сразил инсульт.
Сказалась, конечно, и аномальная жара, тем более что Гундарева любила часами лежать под палящим солнцем. Не то что загорать, просто спать!
- Я много раз предупреждала Наташу, что это безумно вредно и опасно, -вспоминала впоследствии Татьяна Догилева. - Но свою странную привычку она менять так и не стала. Наверное, именно она ее и сгубила.
Скорую помощь вызвал супруг Михаил Филиппов, актер все того же Театра имени Маяковского. За ишемическим инсультом последовала многодневная кома, а затем - годы реабилитации... Оправиться после этого Гундаревой так и не удалось: осенью 2004 года ее самочувствие резко ухудшилось, а 15 мая 2005 года в возрасте 56 лет актриса покинула этот мир.
Похоронили Наталью Георгиевну на Троекуровском кладбище столицы под свиридовскую «Метель». Такова была ее последняя воля.
За пару лет до смерти, когда самочувствие Гундаревой улучшилось, в одном из интервью она дала поразительно мудрую оценку всем событиям своей жизни. Наверное, сегодня эти слова можно считать духовным завещанием всем нам:
- Думаю, что инсультом Бог просто меня остановил, ведь долгие годы я не жила, а просто существовала в режиме безумной гонки. Через силу вставала каждое утро с постели, накачивала организм кофе и никотином, а дальше -нескончаемая карусель репетиций, примерок, кинопроб, телесъемок... В конце дня я и понять не могла, на что, по сути, я потратила целые сутки. Словно действия мои были пустыми, лишенными внутреннего смысла...
И вот Бог меня остановил. Теперь на все смотрю я другими глазами - как шумит на ветру листва, светит солнце, шумит дождь, плывут облака, стелется туман по полям... Всегда и везде мы живем либо в прошлом, цепляясь за воспоминания, либо в будущем, обдумывая предстоящие дела. А вот настоящее от нас незаметно исчезает. Но ведь каждый миг жизни имеет свою неповторимую уникальную ценность. А потому во всех испытаниях, даже в горе, всегда ищите счастье и радость!..