Полное имя:
Татьяна Михайловна Лиознова
Дата рождения:
20 июля 1924
Национальность:
Еврейская
Возраст:
87 лет
Место рождения:
Москва
Дата смерти:
29 сентября 2011
Образование:
ВГИК
Карьера:
Кинорежиссер, сценарист, артистка, педагог
Знак зодиака:
Рак
Личная жизнь:
Не была замужем
Годы жизни:
20 июля 1924 г. – 29 сентября 2011 г.
Татьяна Лиознова — биография
Татьяна Лиознова (1924 — 2011) за свою долгую и не очень простую жизнь сняла всего десять фильмов. Но даже трех из них - «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны» и «Карнавал» - было бы достаточно, чтобы войти в историю кино и стать всенародно известной и популярной.
Детство и юность
Будущая знаменитость Татьяна Лиознова появилась на свет 20 июля 1924 года в еврейской семье, далёкой от искусства. После окончания школы коренная москвичка, дочь швеи Иды Израилевны и инженера Моисея Александровича, Таня Лиознова поступила в Московский авиационный институт.
Первого семестра хватило, чтобы Таня поняла: она хочет заниматься не техникой, а искусством. Заявив, что будет поступать в театральный, Татьяна бросила институт. А время было тяжелое: 1943 год, разгар войны. Семья потеряла ушедшего на фронт отца, а затем и трех братьев матери. Мать ни за что не позволила бы дочери такие вольности, если бы муж перед отъездом не попросил ее разрешить Лиозновой делать то, к чему у той лежит душа.
Татьяна поступила на режиссерское отделение ВГИКа, но с испытательным сроком в полгода. Преподаватели не верили, что худая 19-летняя девчушка сможет делать серьезное кино, - не хватит ей жизненного опыта. Лиознову хотели отчислить, однако она проявила свой твердый характер, за который позже коллеги будут называть ее «железной леди». Своими работами доказала: умна и даже мудра не по годам. Постепенно девушка стала любимой студенткой у преподавателя мастерской, режиссера Сергея Герасимова.
В 1949 году выпускницу ВГИКа отправили по распределению на киностудию им. Горького. Но вскоре уволили: официально - из-за периода малокартинья, когда даже именитым режиссерам не хватало работы; неофициально - из-за национальности. Татьяна Михайловна (Моисеевна) родилась в еврейской семье и никогда этого не скрывала.
Ее мать, Ида Израилевна, имела три класса образования, зато была первоклассной портнихой. Она обучила дочь своему ремеслу, и Татьяна, чтобы заработать на кусок хлеба, села за швейную машинку. В течение нескольких лет будущий режиссер с мировым именем шила спецодежду и мыла полы.
Но даже тогда Татьяна не опускала руки. Она обошла все столичные газеты, предлагая писать статьи за копейки или вовсе без оплаты. В итоге ее приняли внештатным корреспондентом в «Литературную газету». Ночами Лиознова строчила очерки, лишь бы быть поближе к искусству.
На талантливую кареглазую девушку обратил внимание редактор «Литературной газеты», известный поэт, депутат Верховного Совета СССР Константин Симонов. Он был почти на десять лет старше Татьяны и в то время как раз расстался со своей третьей женой, актрисой https://mail.biography-life.ru/art/619-valentina-serova.html. Лиознова также симпатизировала Симонову, и однажды вечером, когда они допоздна задержались в редакции, согласилась на предложение начальника отвезти ее домой.
Татьяна Лиознова могла стать женой самого Симонова! Но вмешалась строгая мама...
Выходящую из такси дочь и ее кавалера увидела дежурившая у окна Ида Израилевна. Едва Таня перешагнула порог, как ее ждал скандал: не годится приличной девушке разъезжать ночами на такси, да еще за чужой счет! Боясь материнского гнева, она отказалась от ухаживаний высокопоставленного поклонника. А ведь могла стать очередной женой самого Симонова...
Режиссура
В 1953 году Лиозновой удалось восстановиться на киностудии. На съемках фильма «Земля и люди», где была вторым режиссером, она познакомилась со Станиславом Ростоцким. Оба увидели друг в друге родственную душу. Но режиссер был женат, и Татьяна отступила. Неизвестно, разгорелся ли между ними тогда роман - Лиознова его всегда отрицала. Говорила, что они были «только друзьями». Но те, кто видел, как годы спустя Татьяна Михайловна убивалась на похоронах Ростоцкого, этому не верят.
Работа над лентой «Им покоряется небо» сблизила Лиознову с летчиком-испытателем. Героем Советского Союза Василием Колошенко. Вдовец, оставшийся после смерти жены с тремя детьми на руках, стал для Татьяны настоящей опорой. Знакомые отмечали: если Колошенко отправлялся в очередной полет, она не находила себе места.
Но в 2011 году он эмигрировал в Швейцарию... С одной из дочерей летчика, Людмилой, Лиознова стала по-настоящему близка, даже называла ее своим нареченным ребенком. Именно Людмила ухаживала за больной Татьяной Михайловной в ее последние дни.
Одним из самых ярких романов Лиозновой стали отношения с актером Арчилом Гомиашвили, известным по роли Остапа Бендера в «12 стульях». Он эффектно ухаживал, дарил цветы. Только вот завершились романтические отношения не очень красиво. В 1971 году Татьяна приступила к работе над телефильмом «Семнадцать мгновений весны». Гомиашвили всерьез претендовал на роль Штирлица, но режиссер ему мягко отказала.
Я Тихонову говорила: "Ой Славка, проснешься ты знаменитым!" - вспоминала режиссер Татьяна Лиознова
Арчил обратился за помощью к Юлиану Семенову. Когда сценарист пришел убеждать Лиознову взять на главную роль Гомиашвили, Татьяна рассмеялась. Грузин будет играть советского разведчика, штандартенфюрера СС?! Арчил затаил на возлюбленную обиду, и Лиознова перешла для него в разряд бывших. А он так и остался актером одной роли.
Со сценаристом телефильма «железная леди» тоже поссорилась. Ради того, чтобы картина получилась успешной, ей пришлось долгими ночами переписывать не слишком удачный сценарий. После этого Татьяна Михайловна резонно собралась поставить в титрах свое имя в качестве соавтора. Но гордый Юлиан Семенов уперся: этому не бывать! Лиознова уступила, однако разговаривать с ним перестала.
Отношения Татьяны Лиозновой с ученым-физиком, заместителем председателя Совета министров СССР Владимиром Кириллиным шли к браку. Они были красивой и интересной парой: вместе ходили на театральные премьеры, беседовали о высоких материях, читали друг другу стихи. В 1981 году Татьяна готовилась к съемкам остросоциальной драмы «Мы, нижеподписавшиеся».
Познакомившись со сценарием, Владимир Алексеевич испугался за нее и попытался отговорить: «Тебя же за такое посадят!» Но Лиознова фильм все же сняла, а вот от брака с Кириллиным отказалась. Позже в интервью Татьяна Михайловна заявила: самым приятным возлюбленным для нее стал кинематограф.
В 1981 году в руки Лиозновой попал журнал «Искусство кино», где была напечатана повесть Анны Родионовой о провинциальной школьнице, приехавшей в столицу, чтобы стать артисткой. Эта история задела Татьяну за живое: ее нелегкий путь в профессию был похож на судьбу героини. Режиссер сняла по этому произведению фильм «Карнавал», пригласив на главную роль вчерашней школьницы 30-летнюю (!) Ирину Муравьеву.
«Я снимала фильм о себе», - признавалась Татьяна Лиознова. Фильм имел огромный успех.
По своему обыкновению, Татьяна Михайловна переписала сценарий, добавив сцены из собственной юности. Вот Нина останавливается у колонки, чтобы попить ледяной воды; вот поправляет одеяло больной матери, с которой у них очень близкие отношения...
Личная жизнь
С детства Татьяну Лиознову воспитывали в строгости. Матери не нравился ни один из ее кавалеров, какими бы известными и воспитанными они ни были. В итоге Татьяна так и не вышла замуж, не родила детей. А когда Ида Израилевна стала часто болеть, дочь принесла в жертву и любимую работу. Татьяна часто отказывалась от интересных предложений, чтобы дежурить у постели матери.
Снятые ею фильмы Татьяна Михайловна Лиознова называла своими детьми, которые стоят всей ее жизни.
Болезнь и смерть
Последние десять лет Татьяна Михайловна Лиознова тяжело болела: перенесла операцию на головном мозге, инсульт, из-за проблем с ногами передвигалась в инвалидном кресле. 29 сентября 2011 года в возрасте 87 лет она скончалась. Ее последние слова были обращены к приемной дочери: «Людусь, спасибо за все... Я ухожу. Я все знаю. Помолимся...»