Полное имя:
Гала Дали (Елена Ивановна Делувинова-Дьяконова)
Дата рождения:
7 сентября 1894 года
Национальность:
Россиянка
Возраст:
87 лет
Место рождения:
Казань
Дата смерти:
10 июня 1982 года
Карьера:
Модель
Знак зодиака:
Дева
Личная жизнь:
Была замужем
Дети:
Сесиль Элюар
Гала Дали - биография
Гала Дали - муза, жена, возлюбленная, нянька, секретарь, менеджер - как одной женщине удалось сочетать все эти роли? Кто она такая, эта таинственная Гала, вершившая судьбы художников и поэтов?
Детство и юность
Гала Дали (настоящее имя Елена Дьяконова) родилась 26 августа (8 сентября) 1894 года в Казани. Ее отец Иван Дьяконов служил мелким чиновником, а она мечтала о яркой, необыкновенной жизни - и прежде всего о новом имени. Несмотря на красивое звучание, «Елена» ее не устраивала - вероятно, потому, что в ту эпоху подобное имя наводило на мысль о Елене Прекрасной, героине древнегреческих мифов. Она воспитывалась с братьями Вадимом и Николаем, сестрой Лидой.
Лене было одиннадцать лет, когда умер отец. Мать Антонина Деулина вскоре вышла замуж за адвоката Д. И. Гомберга, и семья перебралась в Москву. Лена воспитывалась с братьями Вадимом и Николаем, сестрой Лидой. Девочку отдали в женскую гимназию В. В. Потоцкой, которая по тем временам считалась довольно либеральной. В гимназии Елена подружилась с Асей Цветаевой - младшей сестрой Марины, будущей знаменитой поэтессы. Дом Цветаевых в то время был широко известен в московских кругах - готовился к открытию Музей изящных искусств.
Для провинциальной девочки это был совершенно новый, восхитительный круг общения. Она проводила у Цветаевых все воскресные вечера. Возможно, именно в эти вечера зародилось в сердце казанской девочки стремление к красивой жизни, желание войти в круг знаменитых людей, которое она потом с таким блеском воплотила в собственной жизни: «...Когда на Маринином диване мы говорили о будущем - путешествия, люди, зовущие гудки поездов, - Галя слушала Марину, точно глотала живую воду».
(Интересно, что Анастасия Цветаева называет подружку Галей - то ли это аберрация памяти, в которой отложилось более позднее, ставшее всемирно известным имя, то ли действительно близкие люди, с подачи матери, звали девочку Галей, невзирая на полученное при крещении имя Елена.)
Елена с отличием заканчивает гимназию и получает диплом учительницы. Отчим, Дмитрий Иванович Гомберг, стремился дать девушке блестящее образование. Она уже обладала знаниями, достаточными для светского общества, - свободно говорила по-французски, разбиралась в живописи и литературе, - и, возможно, продолжила бы учиться, если бы не проблемы со здоровьем. В 1912 году у 16-летней Елены обнаруживают туберкулез-довольно частую, но от этого не менее опасную по тем временам болезнь.
В Швейцарии можно было найти санатории на любой вкус и кошелек: от шикарных резиденций до скромных корпусов. Мать и отчим выбрали санаторий Клавадель недалеко от Давоса. Елена едет одна - это весьма неприлично по европейским меркам, девушку должна сопровождать если не мать, то хотя бы служанка или компаньонка, но Елена очень гордится своей независимостью. Первое, что она делает - навсегда отказывается от имени, данного ей при крещении. С этой минуты она только Гала - с ударением на последнем слоге, что придает домашнему имени новый, яркий и праздничный оттенок (Гала - по-французски «торжество, празднество», выражение «гала-концерт» вошло и в нашу речь).
Именно здесь, в Клаваделе, у Галы происходит знакомство с Эженом Эмилем Полем Гренделем, будущим великим поэтом Полем Элюаром, которое изменит ее жизнь навсегда...
Итак, в 1912 году в Клаваделе Гала знакомится с тихим французским юношей по имени Эжен Грендель - Жеженом, как ласково называет его матушка, «Женечкой». Эжен пишет стихи, но стесняется даже показать их кому-нибудь, а о том, чтобы опубликовать, боится и помыслить. Русская девушка с праздничным именем Гала становится для него первым читателем и критиком. Она требует отправить стихи в издательство, считая, что они вполне достойны публикации.
По слухам, Гала даже поставила своему юному другу условие: «Я стану твоей, когда выйдет твоя первая книга». В том, что книг будет много, Гала не сомневалась и, как всегда, оказалась права. В 1913 году выходит первая книга Эжена Гренделя, которая так и называется - «Первые стихотворения». Это единственная книга, вышедшая под настоящим именем автора.
Следующая, равно как и многие другие, будет подписана псевдонимом - одним из главных имен французской поэзии XX века: Поль Элюар.
Под воздействием любви или поэзии, но и Гала, и Эжен излечились от туберкулеза. Им надо было возвращаться домой, каждого ждала своя страна. Несмотря на возвышенные чувства, Эжен был склонен воспринимать происшедшее скорее как курортный роман, но Гала, напротив, была настроена решительно. «Я приеду к тебе», - обещала она своему возлюбленному, стоя на площадке уходящего поезда.
В 1916 году Гала едет в Париж, опять одна, через воюющую Европу. Вряд ли она подозревала, какие перемены вскоре потрясут ее родину, но возвращаться явно не собиралась. В Россию она больше не вернется никогда...
Эжен на фронте, работает в полевом госпитале, что не мешает ему писать стихи - в это время как раз выходит его второй сборник, изданный уже под именем Поля Элюара. В ожидании жениха Гала поселяется у его родителей. Вскоре он возвращается (не отказываясь от военной службы, но сменив ее на работу в Париже), и 21 февраля 1917 года влюбленные сочетаются добропорядочным католическим браком.
Долгое время Гала и Поль счастливы. В 1918 году рождается дочь Сесиль, но ее воспитанием занимается в основном французская бабушка. Гала наслаждается «роскошной жизнью», о которой так долго мечтала, - покупает себе наряды и шляпки, ходит в сопровождении мужа в театры и рестораны.
В это время Поль Элюар сближается с кругом поэтов и художников, в который входили Жан Полан, Тристан Тцара, Андре Бретон, Луи Арагон и Макс Эрнст, и вместе с ними основывает модернистское течение «дадаизм», позднее слившееся с сюрреализмом.
Личная жизнь
Поль Элюар был не только первым мужем, но и первым мужчиной Елены-Гала Дьяконовой. Именно он разбудил в ней женщину, способствовал тому, что заложенный в ней изначально темперамент и завораживающая сила привлекательности проявились в полной мере. Когда родители Поля подарили им на свадьбу огромную кровать из мореного дуба, молодой муж воскликнул: «На ней мы будем жить и на ней умрем!». Пророчество сбылось лишь наполовину...
Долгое время Гала и Поль счастливы. В 1918 году рождается дочь Сесиль, но ее воспитанием занимается в основном французская бабушка. Гала наслаждается «роскошной жизнью», о которой так долго мечтала, - покупает себе наряды и шляпки, ходит в сопровождении мужа в театры и рестораны. В это время Поль Элюар сближается с кругом поэтов и художников, в который входили Жан Полан, Тристан Тцара, Андре Бретон, Луи Арагон и Макс Эрнст, и вместе с ними основывает модернистское течение «дадаизм», позднее слившееся с сюрреализмом.
В 1921 году Поль и Гала отправляются в Кёльн в гости к Максу Эрнсту, одному из столпов немецкого дадаизма, который особенно знаменит своими коллажами, и его жене. Вначале две молодые пары прекрасно проводят время вместе - разговоры об искусстве, долгие прогулки, горячие споры...
Но жене Эрнста всё чаще приходится оставаться дома с маленьким сыном (Сесиль Элюар, как всегда, гостит у бабушки), а прогулки втроем становятся всё более длительными. Во Францию они возвращаются втроем: Гала, Поль и Макс и не скрывают своих взаимоотношений. Такова эпоха - вспомним, что в то же самое время в молодом советском государстве существует не менее знаменитый любовный треугольник - Маяковский и чета Бриков, Лиля и Осип.
Прошло несколько лет, треугольник распался, и семейство Элюар продолжило свое с виду безоблачное существование. Знаменитая дубовая кровать, подаренная родителями Поля на свадьбу, играла в их жизни не последнюю роль - по некоторым косвенным намекам можно догадаться, что Элюар любил смелые эксперименты в этой области, и Гала с удовольствием откликалась на все его предложения. Однако вскоре он собственными руками вырыл яму своему счастью.
Летом 1929 года Поль и Гала вместе с дочерью (редкий случай!) едут в Испанию - отдохнуть и пообщаться с Сальвадором Дали. Элюар уже встречался с ним в Париже и пришел от художника и его работ в восторг, а теперь хотел познакомиться поближе и представить жену. Всю дорогу он донимал ее рассказами о том, какой прекрасный человек этот Дали, с которым они скоро встретятся. - будет позже вспоминать Гала.
Небольшой городок, а скорее, деревушка Кадакес, в которой жил Дали, расположена в Каталонии, недалеко от границы с Францией, но Элюар с семейством ехал в нанятом автомобиле, и Гала очень устала. Дали увидел свою будущую музу в тот момент, когда она только вышла из машины. Они поздоровались, обменялись несколькими фразами и разошлись - путешественники отправились в гостиницу отдыхать, договорившись с Дали встретиться завтра на пляже.
Всё следующее утро художник провел в приготовлениях к встрече. Надо сказать, он совсем не думал о Гала. Гораздо больше его мысли занимал сам Элюар - блестящий парижанин, знаменитый поэт. Дали хотел произвести на него впечатление, но понимал, что соперничать с Элюаром в блеске и славе ему не по силам. Что ж, тогда оставалось шокировать изысканную публику.
Дали изобрел «безумный утренний наряд», состоявший из разорванной рубашки и вывернутых наизнанку плавок, дополнил его «запахом козлиного помета», воткнул за ухо цветок герани - теперь он был готов! Он выглянул в окно - и все приготовления (к счастью для окружающих) пошли прахом. На пляже Дали увидел жену Элюара Гала и узнал в ней свою мечту, девочку из детских снов, женщину из одиноких ночных мечтаний.
Дали был поражен: как он мог не узнать Гала вчера с первого взгляда! Он быстро привел себя в порядок и вышел к гостям на берег, но заговорить с Гала не решался - как всегда в минуты сильного смущения, его охватывали приступы истерического хохота. К счастью, общие знакомые уже рассказали чете Элюар об особенностях художника, и они воспринимали его причуды спокойно. Гала пыталась серьезно разговаривать с ним о его картинах, задавала вопросы, и он отвечал, когда удавалось справиться с пароксизмами смеха.
«Я сразу поняла, что он гений», - скажет Гала позднее. Тогда же, обращаясь к Дали, она уверенно заявила: «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть».
После того, как всё между ними было решено, Гала и Дали были вынуждены ненадолго расстаться. Она возвращается в Париж, куда уже уехал Элюар, а Дали некоторое время наслаждается одиночеством, к которому так привык за долгие годы. Он работает над портретом Поля Элюара. В ноябре Дали едет в Париж, где должна открыться его выставка. Но, едва увидев Гала, забывает обо всем на свете. Воистину эта женщина умела кружить головы!
А что же Элюар? Он безропотно принял сложившуюся ситуацию, как принимал все поступки и решения своей жены. Единственное, что он себе позволяет, - длинные сентиментальные письма, которые продолжает писать много лет подряд. Он говорит о безнадежности, но в то же время в глубине души не оставляет надежды на возвращение жены.
В 1932 году они развелись официально. Элюар собирался жениться на танцовщице Марии Бенц по прозвищу Нуш, но этот поступок был продиктован, скорее всего, стремлением поэта освободиться от власти Гала над его душой. Стремлением явно безуспешным. Этого, разумеется, не произошло. В том же 1934 году, когда Элюар женится на Нуш, Гала и Дали тоже оформляют свои отношения -скромная церемония регистрации проходит в испанском консульстве в Париже. Обвенчаются они спустя почти четверть века, в 1958 году, через шесть лет после смерти Элюара. «Пока смерть не разлучит нас»...
В старости между Гала и Дали с виду царило такое же согласие, как и прежде, хотя на самом деле его уже не было и в помине. Гала неумолимо дряхлела, но желала по-прежнему оставаться молодой. Для этого она использовала все доступные в то время средства: кремы, пластические операции... и молодых любовников. Самый громкий ее роман был с молодым американским певцом Джеффом Фенхольдом, исполнителем главной роли в бродвейском спектакле «Иисус Христос - суперзвезда».
По возрасту Гала годилась ему в бабушки и столь же фанатично заботилась о нем: устраивала его карьеру, оплачивала огромные счета, покупала ему дома и студии звукозаписи. «Сальвадору всё равно, у каждого из нас своя жизнь», - заявляла она. И действительно, Дали был занят своими эротическими причудами - он устраивал живые картины, чтобы черпать в них вдохновение для своего творчества. Сотни молодых людей обоих полов позировали ему. Сам же Дали утверждал, что все они не имеют никакого отношения к той любви, которую он испытывает к Гала.
Муза
Галу часто упрекали в том, что она польстилась на красивую жизнь и громкое имя гения. Однако следует помнить, что к моменту знакомства со своей музой Дали был всего лишь малоизвестным испанским художником с целым набором странностей и причуд. Гала взялась сделать из него гения, и в этом состоит ее главная заслуга. Разумеется, Дали был талантлив, но чтобы убедить в этом окружающих, потребовалось немало усилий.
Оценив дарование своего возлюбленного, Гала развивает в Дали не только талант художника - по его воспоминаниям, она «с преданным и настойчивым упорством взялась убедить друзей-сюрреалистов, что я способен писать даже философские тексты, содержание которых обгоняло предвидение группы». Так, будучи впервые в Кадакесе и едва познакомившись с Дали, она собрала его отрывочные черновые заметки (которые он сам называет «непонятными»), взяла их с собой в Париж и переписала набело, придав им связную форму.
На основе этих заметок Дали издал «поэтический и теоретический сборник» под заголовком «Видимая Женщина» - и это, конечно, тоже была она, муза. «Гала, между прочими делами, должна была сражаться, чтобы мои идеи были хотя бы приняты к сведению самыми расположенными к нам друзьями», - пишет Дали. «Хотя бы приняты к сведению» самыми близкими людьми! Какую же работу надо было проделать, чтобы весь мир проникся этими идеями и поверил в них!
Свою совместную жизнь Гала и Дали начинали в маленькой лачуге в Порт-Льигате, поселке недалеко от Кадакеса, где жил Дали. Денег совсем не было, иногда приходилось чуть ли не голодать - во всяком случае, притчей во языцех стал персик, который влюбленным (тогда они еще не были официально женаты) приходилось делить пополам. Интересно, как бывшая русская девочка, выросшая в небогатой семье, учила своего возлюбленного поистине аристократическим принципам жизни и обращения с деньгами.
Создание подобной скорлупы вокруг Дали обошлось Гала нелегко: ей пришлось взять на себя не только бытовые проблемы, но и все заботы по добыванию денег. Когда они покинули Порт-Льигат и приехали в Париж, Гала каждый день, как на работу, уходила обивать пороги владельцев галерей, меценатов и предпринимателей, убеждая их в таланте Дали, уговаривая приобрести его картины или реализовать его технические проекты, чертежи которых носила с собой.
Сама она вела себя очень мужественно -после «красивой жизни» с Элюаром, театров, ресторанов и шикарных магазинов Гала начала сама шить себе платья, покупать на рынке дешевые продукты и готовить из них нехитрую еду. «Гала - единственный человек в мире, который мог помочь мне забыть провал -и страх - одной магией своего присутствия», -вспоминал Дали.
Наконец старания Гала увенчались успехом - у них появились деньги. Но даже когда один из меценатов выписал чек, деньги с трудом удалось получить - Дали вдруг овладела безумная идея, что служащий банка съест чек вместо того, чтобы выдать наличные. Гала стоило немалых трудов убедить Дали в абсурдности такого предположения и заставить протянуть чек в окошко. Когда появились деньги, Гала взяла на себя новый ежедневный труд - она создавала условия, необходимые для творчества Дали.
В дополнение ко всем этим великолепным наименованиям (прописными буквами их выделяет сам Дали), художник называет свою жену «единственной мифической женщиной нашего времени». На всех полотнах он ставит теперь подпись «Гала-Дали» и не устает повторять, что дает имя «главной правде» своего существования, ибо без его двойника Гала «Дали больше нет». «Самое главное на свете - это Гала и Дали. Потом идет один Дали. А на третьем месте- все остальные, разумеется, снова включая и нас двоих».
Гала занимает огромное место на картинах Дали. «Атомная Леда», «Тайная вечеря» (где в лике Христа угадываются черты лица Гала), «Мадонна Порт-Льигата», «Моя жена Гала, обнаженная, смотрит на свое тело», «Параноические превращения лица Гала», «"Ангелус" Гала», «Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече» - лишь самые известные из них.
Последняя картина вызвала горячие расспросы американских журналистов - откуда такое сочетание? «Я люблю свою жену и люблю отбивные, и не вижу причины, почему бы мне их не изобразить вместе», - не задумываясь ответил Дали. «А почему отбивные сырые?» - не унимались журналисты. «Потому что Гала тоже сырая, а не жареная», - логично ответил художник.
Теперь уже не надо было бегать по галереям и предлагать приобрести за бесценок картину Дали - состояние четы насчитывает миллионы долларов. При этом Дали настаивает на необыкновенной честности Гала в денежном вопросе.
Маленький домик в Порт-Льигате превратился в огромный лабиринт - К нему постоянно пристраивались всё новые и новые помещения, воплощавшие самые смелые дизайнерские замыслы пары Гала - Дали. К сожалению, здесь царит уже не такая идиллия, как прежде - к старости Гала стала совершенно невыносима, агрессивна и деспотична. Она потеряла всякий интерес к мужу, что привело его в состояние глубокой депрессии.
Смерть
Гала умерла в Порт-Льигате, но завещала похоронить себя в Пуболе, замке, подаренном ей Дали в 1970 году. Он находился в 80 км от Порт-Льигата, но по испанским законам, берущим свое начало в Средневековье, когда повсюду свирепствовала чума, перевозить мертвое тело без специального разрешения было запрещено. Тогда сиделка с водителем завернули труп в одеяло и поместили на заднее сиденье машины - если бы их остановила полиция, можно было сказать, что они ехали в больницу и мадам Дали умерла по дороге.
Погребение состоялось 11 июня 1982 года, на следующий день после смерти. Гала лежала в своем любимом красном бархатном костюме от Шанель, а гроб был накрыт прозрачной крышкой. Дали не хотел покидать жену даже теперь и остался в Пуболе. Здесь он пишет свою последнюю большую картину под названием «Три прославленных тайны Галы». На следующий год в Мадриде и Барселоне должны открыться две выставки художника, и он пишет предисловие к каталогу под названием «Божественная Гала»...