Полное имя: Инна Владимировна Макарова
Дата рождения: 9 октября 1926 г.
Знак зодиака: Весы
Возраст: 65 лет
Место рождения: Нижний Новгород
Дата смерти: 4 марта 1992 г.
Деятельность: Актер театра и кино, педагог
Образование: Горьковское театральное училище, Школа-студия МХАТ
Семейное положение: Был женат
Супруг(а): Ирина Константиновна Цывина, Лилия Дмитриевна Евстигнеева, Галина Борисовна Волчек
Дети: Мария Евгеньевна Селянская, Денис Евгеньевич Евстигнеев
Родители: Александр Михайлович Евстигнеев, Мария Ивановна Чернышёва
Дата рождения: 9 октября 1926 г.
Знак зодиака: Весы
Возраст: 65 лет
Место рождения: Нижний Новгород
Дата смерти: 4 марта 1992 г.
Деятельность: Актер театра и кино, педагог
Образование: Горьковское театральное училище, Школа-студия МХАТ
Семейное положение: Был женат
Супруг(а): Ирина Константиновна Цывина, Лилия Дмитриевна Евстигнеева, Галина Борисовна Волчек
Дети: Мария Евгеньевна Селянская, Денис Евгеньевич Евстигнеев
Родители: Александр Михайлович Евстигнеев, Мария Ивановна Чернышёва
Евгений Евстигнеев — биография
Некрасивый и нескладный, еще в юности полысевший, Евгений Евстигнеев сумел все свои недостатки превратить в достоинства. Его справедливо считают актером от Бога. А ведь служить Мельпомене он даже не собирался... На счету Евстигнеева более 100 сыгранных ролей.
Первая роль в кино в биографии Евгения Евстигнеева состоялась в 1957 году - в фильме "Поединок" по повести Куприна. Уже тогда коллеги-актеры признавались, что не понимают "как он это делает". Талант актера до сих пор никто не может объяснить. "Евстигнеев был актером за гранью понимания", - сказал о нем Эльдар Рязанов. Его дар часто называют "животным, природным... Евгений Александрович мог сыграть любую роль - от уголовника до профессора, и ему всегда безоговорочно верили.
В картине «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», сыграв роль Дынина, сразу же принесла актеру всенародную славу и популярность.
Детство и юность, семья
Евгений Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в поселке Володарский на окраине Нижнего Новгорода в рабочей семье: мать, Мария Ивановна трудилась фрезеровщицей, отец, Александр Николаевич - металлургом. Разница в возрасте между родителями - почти 20 лет. Жене не было и семи, когда отца не стало.
Мать поначалу воспитывала сына одна, а потом вышла замуж во второй раз. В 17 лет Евгений Евстигнеев стал главой семьи: отчим тоже скончался. На дворе - тяжелое военное время. Едва окончив семилетку, он пошел работать электромонтером. Худой юноша с голодными, не по-детски серьезными глазами трудился наравне со взрослыми. Параллельно умудрялся учиться в дизелестроительном техникуме. На сон - всего несколько часов в сутки.
Еще во время войны Евгений устроился на завод, где участвовал в самодеятельности. Сам освоил музыкальные инструменты: гитару, барабаны, неплохо играл на рояле и даже на вилках. Сцена помогала хоть немного отвлечься от тяжелых мыслей и заглушала раздающийся отовсюду плач из-за похоронок. После войны Евстигнеев объявил матери, что хочет поступать в театральную студию.
В Горьковское театральное училище музыканта-самородка взяли без экзаменов. Редчайший случай!
Та испугалась за сына: куда его заведет актерство?.. Но планы не сбылись: завод не отдал ему документы. Позже он узнал, что это мать хлопотала у начальника кадров о том, чтобы ее мальчику не дали совершить ошибку. Евгений остался трудиться у станка, а в качестве отдушины устроился в джаз-оркестр при ДК имени Ленина.
Руководитель «самодеятельной банды» сразу отметил способного юношу, стал уделять ему больше времени и внимания. Вместе с Евстигнеевым шел пешком до клуба - дорога длиною в семь километров пролетала за разговорами о театре. «Это были мои первые университеты», - вспоминал позже народный артист.
Любовь к джазу он пронес через всю жизнь: собирал коллекцию произведений джазовых исполнителей, покупая пластинки втридорога у спекулянтов или привозя их с гастролей. А уж если представлялась возможность сесть за рояль и спеть своим завораживающим голосом что-нибудь из репертуара Сэма Кука или Луи Армстронга, женская половина аудитории млела от восторга...
Театр
Слух о молодом одаренном слесаре дошел до директора городского театрального училища. Он пригласил Женю Евстигнеева на просмотр, а затем принял на курс без всяких испытаний, проигнорировав даже то, что тот не окончил школу. Получив диплом, Евгений не нашел вакансии в местных театрах и уехал во Владимир, где работал три года в драматическом театре. Новичку предложили играть комические роли в детских спектаклях. Он делал это так самозабвенно, что уборщицы на него строчили жалобы: маленькие зрители писались от смеха!
В один прекрасный день Евгений решил: он перерос костюмы зайчиков и матросов, и ему пора покинуть провинциальную сцену, попытав счастья в столице. Евстигнеев прибыл в Москву в желтых модельных ботинках, лиловых брюках и рубашке с коротким рукавом - другого имущества у актера не было. Зато имелись талант, обаяние и умение располагать к себе людей.
В 1954 году Евгения взяли сразу на второй курс Школы-студии МХАТ. Ему было 28 лет, он стал самым старшим из студентов. Вдобавок ко всему рано стал лысеть. Однокурсники подтрунивали над его внешностью, но отмечали скромность, добродушие и нетребовательность к быту.
Если Евгений Александрович называл кого-то другом, то был предан ему до конца. Так, вместе с Олегом Ефремовым он создавал «Современник», а затем вслед за ним ушел в МХАТ, которому отдал много лет. Евстигнеев всегда был звездой этой сцены, но однажды, годы спустя, попросил друга снизить нагрузку из-за проблем с сердцем. «Если ты не тянешь, то иди на пенсию!» - услышал Евстигнеев от Ефремова после стольких лет дружбы.
Фильмы
Сниматься в кино Евгений Евстигнеев начал в 1957 году, сыграв Петерсона в фильме режиссера Владимира Петрова «Поединок». Первую большую роль Евгений получил только в 1964 году - в фильме Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Роль начальника пионерлагеря Дынина, которого Евстигнеев сделал по-советски величественным дураком, сразу же принесла актеру всесоюзную славу.
А после сыгранной в «Семнадцати мгновениях весны» роли профессора Плейшнера мальчишки на улицах кричали Евстигнееву вдогонку «Плейшнер идет!» Интересно, что среди героев, воплощенных Евстигнеевым, было шесть профессоров, и вообще он часто играл интеллигентов и аристократов.
Еще во времена работы во Владимире Евгений ездил на «Мосфильм», и там его занесли в картотеку актеров, годных на роли белых офицеров, дворян и прочих носителей голубой крови - при его абсолютно пролетарском происхождении.
Личная жизнь
Евгений и Галина сняли комнату в коммуналке на улице Горького, рядом с находившимся тогда поблизости «Современником». «В эту комнату, - рассказывала Людмила Иванова, - мы, артисты, прибегали в перерывах между репетициями - отдохнуть, поесть, а то и поспать. Туда приходили все их друзья и знакомые, знаменитые и те, кому предстояло стать известными». Спорили о творчестве, говорили на опасные по тем временам темы... Евстигнеев играл на гитаре, Галина пела, а иногда актер брал вилки или ложки и лихо отбивал ими ритм по пустому чемодану, бутылкам или столу.
«Наша личная жизнь протекала шумно и интересно, - вспоминала Галина Волчек. - Друзья называли нас талантливой парой. Когда мы разошлись, многие не понимали, зачем и почему это произошло, уговаривали меня и Евстигнеева отказаться от подобного решения. Но это случилось. Женя вел себя достаточно тактично, стараясь сохранить наши отношения. Но я сама их разорвала. Собрала его вещи, позвала в наш гостиничный номер - «Современник» был на гастролях в Саратове -женщину, с которой, как мне казалось. Евгений встречался, и сказала: "Теперь вам не придется никого обманывать".
По словам Людмилы Ивановой, «никто не верил, что они могут расстаться, - это была замечательная семья, рос ребенок. Но Галя - человек бескомпромиссный. Все ужасно переживали за нее, мы дежурили у Гали ночью: она не спала, металась по комнате, как зверь. И как раз в это время там же снимался фильм, где Галя и Женя были любящими супругами и даже играли постельную сцену! После такого разговора! Жуть!»
Той женщиной, которую полюбил Евгений Евстигнеев, была актриса «Современника» Лилия Журкина. «Когда мама впервые увидела отца. - рассказывала Мария Селянская, дочь Евстигнеева, - она подумала: «Какой страшный!», но вскоре уже была целиком во власти его очарования».
Ради Евгения Лилия оставила мужа, который, как говорили, обожал ее всю жизнь. В 1969 году у Евстигнеевых родилась дочь Маша. В прежней семье оставался сын Денис, которому во время развода родителей было всего три года. Евстигнеев-младший сказал о своих отношениях с отцом: «Говорят, что у него было какое-то мифическое чувство вины передо мною.
Не думаю. Если я его правильно чувствовал, так. как он меня, то уверен - это неверно». Отец с сыном часто виделись - мальчик буквально рос в театре. Когда Денис стал кинооператором, Евгений Александрович гордился его успехами. С дочерью получилось сложнее: когда Маша тайком от отца поступила в Школу-студию МХАТ, он, также втайне от нее, отправился к руководителю курса и уговаривал его не брать дочь учиться, боялся, что она не потянет, и успокоился, лишь когда увидел игру Маши на сцене.
Со временем отношения между новыми семьями Евгения Евстигнеева и Галины Волчек стали дружескими. Волчек готовила Машу к поступлению в театральный институт. Когда жена актера начала выпивать, Галина уговаривала ее найти в себе силы побороть болезнь. В 1986 году Лилия умерла, говорили даже, что она покончила с собой. «Нет, - отрицает эти слухи дочь, - ее смерть не имеет отношения ни к алкоголю. ни к самоубийству. У мамы было тяжелое хроническое заболевание».
Папа был очень ранимым человеком, - рассказывала Мария, - легко мог заплакать, но только в присутствии близких. С чужими он был замкнутым, все держал в себе. Да и родным старался не доставлять хлопот». Галина Волчек говорила о характере Евстигнеева: «Внешне он всегда отшучивался. Вероятно, он догадывался, что я все чувствую, и, наверное, поэтому всю жизнь тянулся ко мне в критических ситуациях.
Между нами происходили бессловесные диалоги, из которых я понимала, что именно ему необходимо... Евгений буквально «съедал» себя. Когда у него появилась новая жена, Ира, я увидела, что он перестал скрывать свои эмоции, свою любовь к сыну. В их новом доме на стене появилась фотография нашего Дениса».
Потеря жены привела ко второму инфаркту, который Евгений Александрович перенес на ногах, как и первый. Абсолютно растерянный, он не представлял, что делать дальше, - жить одному было невыносимо.
Подмога пришла к Евгению Евстигнееву в лице молоденькой студентки Ирины Цывиной, которая была младше своего педагога на 37 лет. Их роман вызвал много негатива у окружающих. На Ирину посыпались обвинения в желании воспользоваться ситуацией и сделать карьеру через постель. Евстигнеева обвиняли чуть ли не в совращении малолетней. Никому и в голову не приходило,что это могла быть настоящая любовь.
Он не собирался умирать. Наконец-то пазлы его нескладной жизни соединились в идеальную картинку. Он встретил женщину своей мечты, которая ответила ему взаимностью. Получил главную в своей карьере роль - профессора Преображенского в двухсерийном телефильме «Собачье сердце».
У него была роскошная квартира, в его карманах постоянно звенели монеты: актер мог позволить себе многое, от брендового костюма до кругосветного путешествия. Поклонники с радостью отмечали, как изменился их любимый артист: похудел, помолодел лет на 20, стал стильно и со вкусом одеваться. «Я как новенький автомобиль! - смеялся Евстигнеев. -Осталось только мотор починить...»
Он знал, что у него больное сердце, у которого он брал слишком много кредитов: работа без отдыха, алкоголь и сигареты, молодые женщины. Все бежал, бежал, бежал... Настало время отдавать долги.
Супруга уговорила его лечь на обследование в клинику. А тут еще встретился знакомый, только что вернувшийся из Англии: «В наших больницах тебя залечат. Поезжай в Лондон! Там хирурги проведут шунтирование, на пятый день будешь пить коньяк!» И 65-летний Евстигнеев загорелся этой идеей.
В самолете он вдруг взял жену за руку и заглянул в глаза: «Если со мной что-то случится, выходи второй раз замуж и назови сына Евгением...» Ирина отвела взгляд. Она не сказала мужу, что несколько последних дней мучилась плохими предчувствиями и даже ходила к гадалке. Но ясновидящая сказала: «Операции не будет...» Значит, у них все хорошо. Значит, английские врачи помогут без скальпеля!
Смерть
4 марта 1992 года, за сутки до назначенной операции, хирург пригласил Ирину и Евгения Александровича в свой кабинет. В Великобритании не принято скрывать от пациентов правду, и врач без всяких предисловий заявил: в операции нет смысла, потому что даже при удачном исходе пациенту жить придется недолго. А потому нужна пересадка сердца, и чем скорее, тем лучше.
«Из четырех сосудов три у вас забиты полностью,- врач взял листок бумаги и нарисовал сердце, - а четвертый работает лишь на 10%». Вдруг представив изношенный «мотор», Евстигнеев покрылся испариной и стал задыхаться, словно из кабинета вдруг выкачали весь кислород. «Я заговорила с ним, стала его утешать, и в это время какие-то люди оторвали меня от его руки и быстро куда-то повезли, - вспоминала Ирина. - Я успела заметить на экране, где шла кардиограмма, прямую линию...»
Тело Евстигнеева самолетом переправили в Москву, где похоронили на Новодевичьем кладбище. На его могиле установили памятник - актер в костюме сидит на скамейке, закинув ногу на ногу, и двумя пальцами держит сигарету. Однажды рядом с ним присела молодая красивая женщина -сказать, что его завещание выполнено: она назвала своего сына Евгением.
Когда Евгения Евстигнеева не стало, его сын Денис сказал: «Он даже умер талантливо».