#
Биография и личная жизньИскусство → Леонардо да Винчи - великий и загадочный...

Леонардо да Винчи - великий и загадочный...


Леонардо да Винчи

Кем был Леонардо да Винчи - инженером, ученым, живописцем, скульптором, анатомом, поэтом? Все это лишь некоторые грани его дарования. Впрочем, одно определение, данное современниками, характеризует его весьма точно - маг. А иначе как объяснить безумное количество потрясающих идей, которые рождались в его голове?..

Уму непостижимо, как Пьеро, сын богатого нотариуса, мог влюбиться в неграмотную крестьянку Катерину? И если бы не строгий отец, юноша непременно женился бы на ней. Но даже старый Антоний, который расстроил эту связь, признал незаконнорожденного малыша Лео, появившегося на свет 15 апреля 1452 года, своим внуком.

Первое время мальчик находился при матери, но в три года отец забрал его в свою семью. Мачеха любила его как родного, а отец старался дать сыну достойное образование. Чтение, письмо, математика, латынь - все это Леонардо осваивал с интересом и поразительной легкостью. Правда, учителя жаловались, что Лео, будто в насмешку, пишет левой рукой, да еще справа налево - без зеркала не прочтешь. После этого он мог переложить перо в правую руку и написать тот же текст нормально.

Отрок имел не по годам живой ум. Полет птиц, строение камней, движение воды, игра солнечного света - он наблюдал и задавал такие вопросы, ответа на которые у учителей просто не было...

Как-то знакомый крестьянин попросил Пьеро подыскать художника, чтобы тот нанес устрашающий рисунок на его щит. Нотариус, желая подкинуть несколько монет 14-летнему сыну, предложил работу ему. Мальчик подошел к делу творчески. Наловив кузнечиков, змей и ящериц, он стал срисовывать с них различные черты, комбинируя как элементы лица горгоны Медузы. Увидев законченный рисунок, отец испытал настоящий ужас. Крестьянину он вручил другой щит, а этот продал во Флоренции за 100 дукатов. По тем временам это были огромные деньги.

Удивленный талантом сына, Пьеро показал несколько его рисунков живописцу Андреа Верроккьо. На вопрос, достигнет ли Леонардо успеха, став художником, Верроккьо потребовал от Пьеро отдать мальчика к нему в ученики.

На тот момент Флоренция, где творил Верроккьо, была культурно-техническим центром Европы. Жизнь в ней позволила Леонардо получить не только навыки живописи, но и черчения, химии, металлургии. Там же юный Леонардо увлекся скульптурой, рисованием и моделированием. В 1473 году объединение художников, скульпторов и печатников «Гильдия Святого Луки» присвоила 20-летнему Леонардо квалификацию мастера.

Однажды учитель поручил ему нарисовать ангела на картине «Крещение Христа». Одного ангела Верроккьо нарисовал сам, но когда увидел второго, то остолбенел. Оказалось, ученик использовал не темперные тусклые краски, а насыщенные масляные. «Отныне все лица будешь писать только ты...» - прошептал пораженный учитель.

Когда правитель Флоренции Лоренцо Медичи узнал, что Леонардо изготовил серебряную лиру в виде конской головы, он пожелал ее увидеть. Создатель сам исполнил на инструменте кантату, и Медичи, купив лиру за солидную сумму, распорядился, чтобы да Винчи в знак мира отвез ее герцогу Милана - Лодовико Сфорца.

Прибыв в Милан, да Винчи написал герцогу прошение о приеме к нему на службу в качестве инженера. Тот прошение удовлетворил, но вменил флорентийцу в обязанность устройство придворных празднеств. Леонардо пришлось изобретать не только маски и костюмы, но и иные чудеса. В частности, для подсветки сцены в сумерках он придумал первый прожектор. В ящик, одну стенку которого да Винчи заменил толстой линзой, он поставил восковую свечу. Линза увеличивала пламя, а стенки ящика направляли свет в нужную сторону.

Вскоре слава о балах в Милане облетела всю Европу. Вот только их автор получал жалованье меньшее, чем придворный шут. А ведь Леонардо был у герцога еще и архитектором, и инженером! Но и живопись Леонардо не бросил. В Милане он написал картины «Мадонна в скалах», «Дама с горностаем» и другие. Тогда же на стене трапезной монастыря Санта Мария появилась знаменитая фреска «Тайная вечеря».

В пик обострения отношений между Миланской республикой и Францией герцог потребовал от Леонардо военно-технических новинок. Так появились прототипы танка и пулемета, легкие переносные мосты для армии.

Всю свою жизнь да Винчи был буквально одержим идеей полетов. Он даже попытался создать «птицекрылый» летательный аппарат - орнитоптер. Позднее неудачи привели его к созданию конструкции, летающей на собственной подъемной силе, прототипу аэроплана. Другую конструкцию летательного аппарата Леонардо подсмотрел у падающих с деревьев семян-крылаток. Поднимать ее вверх должен был большой винт, на лопасти которого натянута парусина. Предполагалось, что четыре человека, раскручивая винт педалями, создадут тягу, поднимавшую их в воздух. По сути, это был почти вертолет.

Эпидемия чумы 1484-1485 годов унесла в Милане жизни 50 тысяч жителей. Опровергая бытовавшее тогда мнение о чуме как Божьей каре, флорентиец довел до герцога свою точку . зрения: «Причиной чумы является не гнев Бога, а перенаселенность, грязь на узких улочках и отсутствие канализации». Он предложил построить новый Милан из 10 районов по 30 тысяч жителей.

В каждом районе должна работать своя канализация, а ширина улиц не должна быть меньше высоты лошади. И хотя герцог затею отверг, спустя столетия Совет Лондона признал городскую модель да Винчи идеальной и решил следовать ей при прокладке новых улиц.

Еще одной страстью Леонардо была анатомия. По ночам с группой единомышленников он занимался вскрытием трупов. Внутреннее строение человека фиксировалось им в мельчайших подробностях. По мнению экспертов, анатомический атлас да Винчи опередил развитие медицины на 300 лет.

Возвратившись во Флоренцию, Леонардо взял заказ торговца шелком Франческо дель Джокондо на создание портрета его супруги Лизы Герарди. Работа настолько захватила его, что и через 4 года он не смог закончить начатое. Впрочем, по мнению художника, закончить - значит убить. Потому он всячески оттягивал этот момент.

Для Леонардо картина была ценна еще и тем, что в ней он впервые так виртуозно применил изобретенный им прием сфумато - смягчение очертаний фигур, позволяющее передать окутывающий их воздух. На полотне нет четких границ, все размыто, проникает одно в другое, как будто «дышит». В настоящее время портрет, известный под именем Мона Лиза, или Джоконда, является самой известной картиной в истории человечества. Кстати, фон картины, как выяснилось позднее, стал результатом исследований да Винчи в области геологии.

В 1512 году Леонардо воспользовался приглашением папы Льва X и вместе с учениками уехал в Рим. Спустя четыре года он переехал в Париж ко двору французского короля Франциска I. Во Франции седого мастера звали не иначе как «божественный» Леонардо. Положив ему годовую ренту в тысячу экю, Франциск I назначил Леонардо первым королевским художником, инженером и архитектором. А главное - предоставил «свободу грезить, мыслить и творить». Однако в Париже Леонардо почти не рисовал. Он устраивал придворные балы, проектировал новый дворец короля в Ромо-рантене с изменением речного русла и канал между Луарой и Сеной.

Несмотря на ясность ума, физическое состояние Леонардо стало ухудшаться. Незадолго до кончины правая рука мастера онемела, а вскоре ему стало трудно передвигаться. Свой третий год во Франции он и вовсе провел в постели в замке Сен-Клу. В конце концов неизбежное свершилось: 2 мая 1519 года в окружении учеников гениальный творец покинул этот мир, оставив человечеству свое бесценное наследство.

Автор: Алексей Мартов
Напишите свой отзыв